Учение с увлечением

Симон Соловейчик — Учение с увлечением

12 3 4 5 6 7 …43

Симон Львович Соловейчик.

Учение с увлечением

— Да какой это роман! — возмутится читатель, перелистав страницы книги. — Это не роман, а обман!

Нет обмана. Роман. Потому что о любви, потому что в книге десятки героев, а действие её происходит по всему миру. Чем не роман?

Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек.

В учении всё зависит от науки, от учителя и от ученика.

О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя — миллионы, А для ученика?

Есть руководства для юных конструкторов, созданы инструкции по разведению рыбок в аквариуме, есть самоучители игры на гитаре. Но книги о любви к учению нет!

Ужасная несправедливость!

Этот роман — попытка исправить положение. Автор был бы мошенником, если бы уверял, будто всякий, кто в ночь прочтёт книгу, наутро проснётся отличником. Конечно, нет! Все советы в этой книге ещё нуждаются в дополнительной проверке, потому что главная наша цель — не советы, а исследование, опыты на себе. На первых порах в исследовании участвовало больше трех тысяч экспериментаторов от десяти до шестнадцати лет. Они поставили первые опыты, провели первые наблюдения, и автор приносит им глубокую благодарность за труд, за веру и за самоотверженность. Но кто продолжит это важное исследование в одной из самых таинственных областей человеческой жизни — в науке хорошо учиться?

Может быть, вы, читатель?

Учение с увлечением!

Глава 1.

Учение

1

Проделаем такой фантастический опыт. Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. Произведение получится огромным. Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о чём люди думают.

Если не быть слишком строгими в подсчётах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслей

девяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих людях;

девять — о всей своей жизни и о всей стране;

одна мысль — о вечности и человечестве.

Люди думают о дне, о жизни и о вечности. Люди думают о себе, о стране и о человечестве. Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти всё наше время — иначе быть и не может. Нельзя вечно думать о вечном: человек живёт сейчас, а не в будущем. Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о вечности и человечестве.

Вот круг на плоскости. В нём можно разместить неисчислимое множество точек. Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. Она одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга. Так и среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, её устойчивость, составляют духовную жизнь человека.

Все остальные главы этой книги будут посвящены сугубо практическим вещам, деловым проблемам учения.

Но несколько минут жизни, несколько первых страниц книги посвятим главным, трудным, центральным мыслям.

2

Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. Потому они и занимают людей тысячелетиями. Например: «Зачем человек живёт?» Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?»

Само собой разумеется, что книга про учение должна открываться разъяснениями, зачем же человеку учиться. Пожалуй, и читатель будет расстроен, если автор не убедит его, что учиться — хорошо, а не учиться — плохо. Что хорошо учиться — лучше, чем учиться плохо. Что ученье — свет, а неученье — тьма.

Признаться, я с этого и начал: я написал не одну, а несколько глав, в которых доказывал, что учиться — это хорошо, а не учиться — плохо. Я привёл прямые доказательства и доказательства от противного, собрал мнения многих мыслителей, подобрал примеры из жизни великих людей, доказывающие, что ученье — свет, свет и свет, А неученье — тьма. Темень тёмная и непроглядная. Даже предельно невежественный человек, тот, для кого неученье не тьма, а именины сердца, — даже он, прочитав эти главы, дрогнул бы душой, задумался бы о своей неправильной жизни и, сам того не замечая, потянулся бы к учебнику ботаники, всем существом своим осознав, что ученье (вы слышали?) — свет, а неученье, что там ни говори, — тьма.

Но не дрогнет ничья душа. Никто не прочитает прекрасные главы. Я их выбросил. Никому они не нужны. Потому что любой читатель, только попроси его, с изумительным вдохновением докажет, что ученье — свет, а неученье… Докажет и это: что неученье — тьма!

Нет такого вопроса — «Зачем учиться?»

Сколько мир стоит, все, у кого была возможность, учились. И в древнем мире, о котором мы много знаем, и в средние века, о которых мы знаем меньше, и в «век девятнадцатый, железный», и в наш атомный век вопрос решался и решается просто: у кого есть средства учиться, тот и учится. Состоятельные люди никогда не спрашивали, зачем учиться, а посылали своих детей в школы, гимназии и университеты. Никто из ныне здравствующих миллионеров не пишет в газеты письма с мучительным вопросом: «Зачем учиться?» Они отправляют своих детей в школы сверх дорогие и сверх прекрасные. Возможность получить образование всегда сопутствовала богатству.

Вслушаемся в слова: образование дают, образование получают… Дают и получают — как наследство, как богатство. В нашей стране образование бесплатное, чтобы все дети получили одинаковую возможность учиться, независимо от положения родителей. Но ведь и за это бесплатное образование народ платит своим трудом. Из воздуха, сами собой, средства для содержания школ не появляются. Бесплатно — для семьи, но для народа — вовсе не бесплатно.

Так что же понапрасну рассуждать, зачем и для чего учиться? Что уж так интересоваться, свет учение или не свет? Есть один простой и деловой вопрос: какие у нас, у меня реальные возможности получить хорошее образование? Как этими возможностями воспользоваться?

Ещё не кончилась гражданская война, когда в зале на Малой Дмитровке, в Москве, где сейчас Театр имени Ленинского комсомола, собрались молодые люди со всех концов страны, многие — с фронта. Они знали, что должен выступить Ленин, и нетерпеливо ждали, что же он скажет, потому что этот человек, Ленин, вот уже почти четверть века говорил самое нужное людям.

Ленин приехал на этот съезд и действительно сказал точное и своевременное слово, хотя оно и показалось неожиданным. Слово было такое: учиться.

Слово «учиться» существовало всегда, но теперь это было как будто совсем новое слово, вновь открытое, вновь найденное, потому что в нём было совершенно новое содержание.

В то время, в 1920 году, многие люди думали, что достаточно лишить власти царя, помещиков, капиталистов, как сразу начнётся совсем прекрасная жизнь. Но, оказывается, после победы революции почти всё начинает зависеть от того, как освобождённая страна будет учиться: учиться не только в школе, а всюду и во всём. Учиться считать и планировать, учиться управлять, учиться работать сообща, учиться думать обо всей стране, учиться быть свободными людьми, учиться новой нравственности — «учиться коммунизму», как сказал Ленин.

«…Задачи молодёжи… можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться», — сказал Ленин тогда, на Третьем съезде комсомола. Именно то, чего молодёжь всегда была лишена, теперь становилось не только доступным — обязательным!

С тех пор слова «учиться», «воспитывать», «овладевать культурой» стали одними из самых важных, самых распространённых слов в стране. Они сейчас привычны нам, а тогда ошеломили своей новизной. Учение всегда казалось благородным, но никак не самым важным делом. У людей и мысли в голове не было, что учиться должны и могут все.

Никогда ещё не было государства, в котором вся жизнь, всё его развитие, всё счастье в такой степени зависело бы от учения и воспитания всех людей.

Никогда ещё не было государства, в котором учение и воспитание каждого в такой большой степени было бы не личным, а общественно важным делом.

Слово «учиться» в нашей стране имеет особый смысл, потому что и вся страна наша — ученик в истории. Мы учимся строить новую жизнь, учимся со всеми признаками учения: с трудом, с ошибками, с постепенным приближением к истине.

Жить в такой учащейся стране, соответствовать сути её, быть её частью — значит постоянно учиться.

Когда мы утром идём на уроки, мы ни о чём таком не думаем, и ещё реже говорим об этом между собой. Центральные мысли, то есть мысли о высоком, редко овладевают нами. Но они есть в нашем сознании, они определяют наше поведение, хотя мы не замечаем этого, как не замечаем своих собственных вдохов и выдохов.

Презентация ученика 3 класса «Мои увлечения»

Слайд 1

МИР УВЛЕЧЕНИЙ Выполнил: Митяев Леонид, 3 «В» класс МБОУ СОШ №46 Руководитель: Сафонцева Л.Г.

Слайд 2

Проблема: А все ли дети имеют хобби? Можно ли представить нашу жизнь без хобби?

Слайд 3

Цель: Определить, что такое хобби и экспериментально доказать или опровергнуть гипотезу исследования Гипотеза состоит из 2 частей: — жить без хобби возможно; — у большинства детей сегодня нет конкретных увлечений. Гипотеза:

Слайд 4

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: выяснить происхождение слов хобби,увлечение ; изучить материалы в сети Интернет, литературу о хобби; провести анкетирование среди учащихся 3 В класса ; обобщить и проанализировать результаты анкетирования.

Слайд 5

Я открыл толковый словарь Ожегова и выяснил: «Увлечение – 1) одушевление, воодушевление; 2) большой интерес к чему-нибудь; 3) сердечное влечение к кому-нибудь». «Хобби – увлечение, любимое занятие для себя, на досуге».

Слайд 6

Виды хобби. Я обратился к интернет-источнику и узнал следующее:

Слайд 7

Анкетирование Есть ли у тебя хобби (увлечение), какое? Кто выбирал тебе хобби, ты или твои родители? Нравятся ли тебе твои увлечения? Чем еще ты хотел бы заниматься? Можешь ли ты представить свою жизнь без хобби?

Слайд 8

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Слайд 9

Чем еще хотят заниматься дети?

Слайд 10

Виды хобби учеников 3В класса

Слайд 11

Мои увлечения. Спорт плавание Два года я занимался плаванием. Мне очень нравилось. Благодаря хорошим тренерам я научился плавать разными стилями: брассом, на спине, кролем и вольным стилем. вольная борьба Три года я занимаюсь вольной борьбой. У нас замечательные тренера. С ними мы изучаем и отрабатываем различные приемы.

Слайд 12

Мои достижения на борьбе У нас часто проходят разные соревнования. Три раза я уже участвовал в соревнованиях по Хабаровскому краю, где занимал призовые места.

Слайд 13

Конструирование. Почти с самого рождения я увлекаюсь лего . Мама с папой мне стали его покупать, начиная с полутора лет. Это очень увлекательное и интересное занятие.

Слайд 14

Конструирование из бумаги Это очень интересное и полезное занятие. Оно: Способствует повышению активности левого и правого полушарий; Активизирует творческое мышление; Повышает интеллектуальные способности; Развивает пространственное воображение; Стабилизирует психоэмоциональное состояние; Снижает тревожность; Развивает навыки мелких точных движений пальцев рук; Улучшает глазомер.

Слайд 15

Коллекционирование монет

Слайд 16

Вывод: Гипотеза опровергнута, так как: Практически у всех учеников 3В класса имеется хобби; Большинство из них не может представить свою жизнь без хобби

Родительское собрание. Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, учебному труду

  • Рудова Оксана Анатольевна, учитель математики, заместитель директора ОУ по УВР

Разделы: Работа с родителями

Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.

Сократ

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

(Презентация)

С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас и от родителей приходится с сожалением слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Как она возникает? Этот вопрос волнуют многих родителей. С приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности. Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Если аналогичная ситуация складывается у взрослого человека, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Родители должны постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как “пешками”. А дети должны почувствовать себя “источником”, они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение. Личность ребёнка-ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.

Причина спада школьной мотивации:

  1. У подростков наблюдается “гормональный взрыв” и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. У девочек 7-8-го класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
  4. Личная значимость предмета
  5. Непонимание цели учения.
  6. Страх перед школой.

Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. 30-40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализации. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы. Для них характерны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается словари или справочники, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. В семье могут давать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени

Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала.

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно «повесить” на уставших после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика! У родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения. Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности.

Наш мозг от природы запрограммирован на мотивацию к учебе: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и тем не менее справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся.

Тысячекратно цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебной деятельности.

Наши пожелания

Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного. Помните! Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.

Спасибо за внимание!

Приложение 1; Приложение 2; Приложение 3

Презентация

Статья (8 класс) по теме: Учение с увлечением

Лёзина Е.В.

Учение с увлечением

«Всякая дорога в космос начинается с науки;

дорога в науку начинается со школы»

Ю.А. Гагарин

«Кто такой Гагарин? Когда полетел в космос первый человек?» К нашему глубокому сожалению многие суворовцы затрудняются при ответе на такие вопросы Эта проблема связана не только с космонавтикой, но и с другими вопросами истории развития российской науки. Для того, чтобы дети получили более глубокие знания в этой области, нами был реализован проект «История космонавтики в задачах»

Чуть больше 50 лет длится космическая эра. Но после того как в 1957 году первый искусственный спутник покинул пределы Земли, человечество совершило огромный скачок. Человек ступил на поверхность Луны, запущены аппараты для исследования планет и Солнца. В космосе создаются орбитальные станции, на которых космонавты работают по несколько месяцев.

Первыми в освоении неизведанного космического пространства были наши соотечественники. Этих людей можно назвать настоящими героями. Ради науки они жертвовали многим. Советский Союз первым запустил в космос искусственный спутник. Это произошло 4 октября 1957 года. Русскими были и первый космонавт планеты Юрий Гагарин, и первая женщина – космонавт Валентина Терешкова, и первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов.

К сожалению, сегодня эти имена стали менее известными среди суворовцев. Эта проблема связана не только с космонавтикой, но и с другими вопросами истории развития российской науки. Наша задача — чтобы дети получили более глубокие знания в этой области, научились гордиться достижениями своих соотечественников. Некоторых результатов в решении данной проблемы нам удалось добиться в процессе работы над проектом «История космонавтики в задачах». Работа велась с суворовцами трех курсов (1, 3 и 4 курсов). Перед суворовцами была поставлена проблема: «Каким образом можно изучать историю космонавтики на уроках математики?» В ходе обсуждения возникла идея использовать цифровой материал из истории космонавтики для составления задач по различным разделам математики.

Была создана инициативная группа из суворовцев трех курсов, которым была поставлена задача собрать фактический материал для составления задач. Суворовцы провели большую работу по сбору этого материала. Были исследованы интернет-ресурсы, литературные источники, специальная справочная литература. После этого суворовцы под руководством учителей приступили к составлению задач, их оформлению и созданию презентации для каждой задачи. Так появились задачи, содержащие цифровой материал о датах и длительности полетов первых космонавтов, отдельных технических данных. Эти факты легко ложились в задачи для первокурсников по темам, соответствующим программе (нахождение части от числа, числа по его части, перевод одних единиц измерения в другие, задачи на проценты). Ребята увлеклись работой, возникла идея составить задачи для старших. Таким образом, был создан сборник задач, оформленный в виде компьютерной презентации в формате Power Point и содержащий около 40 задач по различным разделам школьной программы.

Реализация данного проекта вызвала большой интерес у суворовцев, работавших над проектом. Так как в работе принимали участие ребята разного возраста, то и обязанности в группе распределялись в соответствии с возрастом. Старшие подбирали материал, составляли задачи и оформляли их в форме презентаций, младшие рисовали рисунки к задачам. В ходе работы ребята получили много информации, получили опыт работы по сбору материала, его обобщению, по созданию презентаций. Особенно хочется отметить положительный эффект от совместной работы суворовцев разных курсов. Это не только передача опыта от старших к младшим, но и опыт общения с младшими в серьезной работе. Младшие с гордостью выполняли поручения старших. И все получили удовлетворение от того, что совместными усилиями было создано полезное и интересное пособие, которое будет использоваться на уроках для их же товарищей, а учителя получили готовый материал, который можно использовать на своих уроках. Наши задачи, с одной стороны, помогут расширить кругозор суворовцев по данной теме, воспитать в них гордость за своих соотечественников, за свою страну. Кроме того, они помогут сделать уроки более яркими и увлекательными, а главное – не потребуют от учителя дополнительной затраты времени при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию.

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По- иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней по-разному, а, следовательно, и выполняли её по-разному. Когда мы привели суворовцам эту цитату, то они заявили, что они, создавая презентацию, строили храм науки.