Упование на бога

1. О внутреннем уповании на Бога

В этой части проповеди я хочу сказать об уповании на Бога, которое должно быть в сердце каждого христианина — уповании, которое может быть не всегда видно людям, но которое видит Господь.

«Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею» (Пс. 27:7).

Здесь Давид рассказывает о том плоде, который принесло его сердечное упование на Господа — это радость и помощь от Господа, за которые он возблагодарил Бога. Это большие темы — радость, приходящая от Бога, помощь Господа и Его прославление, но здесь я хочу лишь показать взаимосвязь этих тем с темой упования на Господа.

«Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя» (Пс. 32:22).

Оказывается, и милость Божия связана с упованием на Него.

«Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9). Тут даже и комментарии излишни — остаётся только последовать этому призыву. «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину… Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит… Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь» (Пс. 36:3,5,34).

Ещё одно обетование для уповающих на Бога — вознесение для наследования земли и избавление от погибели среди истребляемых нечестивых. «Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа» (Пс. 39:2-4).

Здесь Давид приводит реальный пример того, как его упование на Бога привело к избавлению от погибели, и он ободряет своим примером других: как же это здорово — уповать на Бога! «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс. 129:7,8).

Апостол Павел учил, что «благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников» (Гал. 3:14), и что не тот Иудей, кто таков по наружности, но тот Иудей, кто внутренне таков (Рим. 2:28,29), так что благословение избавления от беззаконий человека по причине его упования на Господа распространяется сегодня на всех верующих — аллилуия!

И ещё вот что Господь обещает всякому уповающему на Него: «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестаёт приносить плод» (Иер. 17:7,8).

А вот и ещё один пример того, как Господь благословил человека, уповающего на Него: «К Иеремии, когда он ещё содержался во дворе темничном, было слово Господне: иди, скажи Авдемелеху Ефиоплянину: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я исполню слова Мои о городе сем во зло, а не в добро ему, и они сбудутся в тот день перед глазами твоими; но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь, и не будешь предан в руки людей, которых ты боишься. Я избавлю тебя, и ты не падёшь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь» (Иер. 39:15-18).

Может быть, никто из людей не замечал, что этот Авдемелех Ефиоплянин уповает на Господа, но это замечал Господь, видящий как тайное, так и явное. До сих пор я приводил места только из Ветхого Завета. Но об уповании на Господа написано также и в Новом Завете: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет. 1:3).

«Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Пет. 1:13).

Апостол Пётр намекает на интересную мысль, что упование может быть как живым, так и мёртвым, как совершенным, так и несовершенным. Развитие этой идеи можно увидеть у Апостола Павла: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1Тим. 6:17).

Павел прямо говорит о том, что бывает упование не на Бога, а на богатство — мёртвое, несовершенное упование (выражаясь в терминах Апостола Петра), и утверждает необходимость правильного наставления относительно упования — не на богатство, а на Бога. «В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:11,12). То есть те, кто имеют правильное упование — на Христа — служат к Его похвале.

«Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис. 26:3,4). Здесь Господь высказал великую истину, что человек, который уповает на Господа, который знает, что Господь — это вечная твердыня, такой человек имеет совершенный мир. В противоположность этому состоянию совершенного мира Священное Писание говорит о мятущихся язычниках: «что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?» (Деян. 4:25). Метание, отсутствие чувства стабильности — вот что присуще язычникам и языческому мировоззрению, в котором нет идеи о вечном Боге, контролирующем всё и вся, поперёк воли Которого ничего не бывает. В моменты жизни, когда кризисы, случающиеся в нашем земном греховном мире, постигают нас, в людях очень ясно проявляется, уповают ли они на Бога, или же они уповают на что-то другое. Так было в России в августе 1998 во время дефолта — люди бросились скупать доллары и продукты. 11 сентября 2001, после атаки террористов в Америке, некоторые люди в Москве стали продавать доллары. Во время политических, финансовых, церковных или иных потрясений как раз и проявляется внутреннее упование на Господа — и те, у кого живое упование на Господа, не мечутся как язычники, а имеют совершенный мир, о котором говорил Господь через пророка Исаию. Такой мир имел, например, пророк Аввакум, который говорил о себе: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17,18). Пророк Аввакум говорил о своём спокойствии во время неурожая и истребления скота, то есть во время экономического кризиса, на первый взгляд подрывавшего основы его хозяйства. Но он знал, что в основании процветания и неуспеха его экономической деятельности лежит фактор воли Господа, на Которого он и надеялся.

Когда пришло испытание в жизнь Иова, он не метался как язычник, а остался твёрд в своём уповании на Бога: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27).

Через пророка Исаию Бог сказал: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это» (Ис. 45:7). «Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5:18). То есть Библия утверждает, что всё, что происходит в жизни людей, в том числе и все кризисы, бедствия и несчастья, являются результатом Божиих действий. Эту же мысль проповедовал и Апостол Иоанн: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

Как благополучие, так и несчастья приходят в жизнь людей только по воле Бога, Которому всё подконтрольно. Вседержитель Господь Бог, Иегова Адонай весь мир держит словом силы Своей (Евр. 1:3) — это та идея, которой нет в языческих культах, в которых мир рассматривается как место взаимодействия человека с различными богами и как арена противоборства человека с различными духами.

Так и христиане, которые не верят в то, что всё находится у Бога под контролем, верят, что дьявол может действовать против воли Бога, забывая о том, что Бог всеведущ и заранее знает все будущие действия дьявола. Более того, как открывает нам книга Иова, дьявол не может действовать вопреки воле Господа, а только до определённых Господом пределов.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28,29). Эти слова Христа часто используются при евангелизации как обращение к неверующим людям, чтобы они пришли к Христу. Однако первоначальный их смысл немного другой — это было обращение к Израилю, к людям, знавшим Бога. И эти же слова актуальны сегодня для всех христиан, в жизни которых имеет место какая-либо кризисная ситуация. Вообще одно из свойств Слова Божьего — это универсальность, то есть применимость всегда и везде. И те же слова, которые сказал Христос в Галилее, могут быть сегодня проповеданы и в Чечне, и в Афганистане, и в Ираке, и везде, где только есть возможность проповедовать Евангелие.

Если не знать исторической обстановки, в которой Христос сказал эти слова, то может показаться, что Его слова были сказаны в условиях мира и благополучия, когда Он спокойно ходил куда хотел, и только к этому времени и относятся — когда нет ни экономических, ни политических потрясений, когда единственное, о чём остаётся думать — это о вечной жизни. Но на самом деле эти слова были сказаны в условиях политической нестабильности, когда никто не мог жить, не опасаясь за свою жизнь. В Евангелии говорится о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами (Лк. 13:1). Иосиф Флавий писал, что после смерти царя Ирода Великого, который умертвил младенцев некоторое время спустя после рождения Иисуса, в Иудее стали действовать отряды претендентов на царскую корону Ирода.

После кончины своего отца сын Ирода, Архелай, убил в иерусалимском храме около 3000 иудеев, пришедших на праздник. В Иудее действовали отряды зилотов — религиозных фанатиков, которые останавливали путешественников-евреев, и проверяли, обрезаны они или нет, а необрезанным евреям они предлагали выбор — обрезание или смерть.

Сама по себе история человечества является наглядным примером того, что в этом мире нет ничего стабильного: постоянно изменяются границы государств, сменяются правительства и политические системы, и в такой обстановке Иисус говорит: «Я успокою вас».

Учение Иисуса о покое позже развил Апостол Павел: «Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой… Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:10-11;18-19).

«Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим… А входим в покой мы, уверовавшие… Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне… Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:1,3,8,10-11).

То есть душевный мир и покой при внешних катаклизмах и потрясении — это удел верных, познавших Господа, покорных Ему и доверяющих Ему. Через осознание этой истины Господь хранит в совершенном мире тех, кто на Него уповает: «в тишине и уповании крепость ваша» (Ис. 30:15).

В Священном Писании также описывается состояние людей, которые отвергли упование на Господа: «Горе городу нечистому и осквернённому, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается», и последствия этого — «Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон» (Соф. 3:1-4).

Аналогичный пример есть и в книге псалмов: «Но они (Сыны Ефремовы) продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога, и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?» Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его» (Пс. 77:17-22).

Итак, мы видим, что отсутствие у этих людей упования на Господа привело их к тому, что они грешили, раздражали и искушали Бога, а первопричиной их такого состояния было то, что они не веровали в Бога и не уповали на Его спасение.

2. О внешнем проявлении внутреннего упования на Бога

«И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восьмьюстами тысяч человек, также отборных, храбрых. И стал Авия на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых, и говорил: послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне! Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли? Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина своего. И собрались вокруг него люди пустые, люди развращённые, и укрепились против Ровоама, сына Соломонова; Ровоам же был молод и слаб сердцем, и не устоял против них. И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых, потому что вас великое множество и у вас золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вам богами. Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов и поставили у себя священников, какие у народов других земель? Всякий, кто приходит для посвящения своего с тельцом и с семью овнами, делается у вас священником лжебогов. А у нас — Господь, Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле. И сожигают они Господу всесожжения каждое утро и каждый вечер, и благовонное курение, и полагают рядами хлебы на столе чистом, и зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа, Бога нашего, а вы оставили Его. И вот, у нас во главе Бог, и священники Его, и трубы громогласные, чтобы греметь против вас. Сыны Израилевы! не воюйте с Господом, Богом отцов ваших, ибо не получите успеха. Между тем Иеровоам послал отряд в засаду с тыла им, так что сам он был впереди Иудеев, а засада позади их. И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами. И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицом Авии и Иуды. И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им. И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных. И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа, Бога отцов своих» (2Пар. 13:3-18).

Эта история показывает нам, что когда люди уповали на Господа, то Господь им помог, и они одержали победу даже в условиях двукратного численного превосходства противника, и даже в условиях, когда противник послал им сзади войска, желая обеспечить себе тактическое превосходство. В чём же заключалось их упование и в чём оно выражалось? Авия очень подробно рассказал об этом: они не оставляли Господа, служили Ему, священники и левиты были на своём месте, служа Господу, сжигая всесожжения и делая всё остальное, что было предписано в Торе. То есть их точное следование предписаниям и заповедям Божиим и было проявлением их упования на Господа.

Похожий пример также приведён и в следующей главе этой книги: «И было у Асы военной силы: вооруженных щитом и копьем из колена Иудина триста тысяч, и из колена Вениаминова вооруженных щитом и стрелявших из лука двести восемьдесят тысяч людей храбрых. И вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремястами колесниц и дошел до Мареши. И выступил Аса против него, и построились к сражению на долине Цефата у Мареши. И воззвал Аса к Господу Богу своему, и сказал: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек. И поразил Господь Ефиоплян пред лицом Асы и пред лицом Иуды: и побежали Ефиопляне» (2Пар. 14:8-12).

И ещё: «У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей, носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну. И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом. И подана была им помощь против них, и преданы были в руки их Агаряне и все, что у них было, потому что они во время сражения воззвали к Богу, и Он услышал их за то, что они уповали на Него» (1Пар. 5:18-20).

Эти примеры объединяет одна общая деталь — Бог помогал в критических ситуациях из-за того, что люди уповали на Него. При этом важно отметить, что упование на Бога в этих случаях — это не результат паники, не сиюминутное движение человеческой души, а повседневное служение Богу, следование Его заповедям, исполнение Его воли. Именно это является внешним проявлением упования на Господа.

Именно эту мысль подчёркивали и Апостолы в посланиях Нового Завета, когда говорили о практическом выражении упования. Вот, например, что писал Апостол Пётр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям: так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3-6). Апостол Пётр утверждал, что проявление в жизни упования у святых жён — это украшение себя повиновением мужу, украшение себя почтительным отношением к своему мужу. И Апостол противопоставляет это внешним украшениям. С чего бы это? А с того, что замужние женщины, не имеющие упования на Бога, украшаются для того, чтобы продолжать нравиться своим мужьям, и они надеются через это сохранять любовь мужа к ним. Не секрет, что женщины украшают себя украшениями, чтобы выглядеть поэффектней, попривлекательней для мужчин — незамужние это делают, чтобы выйти замуж, а замужние — чтобы удержать мужа возле себя. Это упование женщин, не знающих Бога. А святые жёны, уповающие на Господа, надеются сохранить любовь своего мужа к ним через приближение к Господу, то есть через послушание своему мужу и почтительное отношение к нему.

А вот как о своём уповании на Господа писал Апостол Павел: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим. 4:10).

То есть в его жизни упование на Господа выражалось в том, что он трудился для Господа и терпел поношения из-за этого.

3. Об уповании

«И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:5,6).

Если мы имеем упование на Бога, мы Его дом, а если нет, то мы уже не являемся Его домом. Поэтому-то Апостол Павел и призывал: «будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23). «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр. 10:35).

Также написано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5-7). То есть мы становимся наследниками вечной жизни по упованию. Следовательно, без упования вечную жизнь не получить. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117:8,9).

Здесь псалмопевец высказал интересную мысль, что упование на Господа превосходит даже упование на власти (князей). Например, министров или церковных деятелей. В кризисной ситуации, происходящей в сфере экономики или политики, для плоти естественно опереться и уповать на свои связи с министрами. В кризисной ситуации церковной жизни для плоти естественно опереться на авторитет церковных лидеров. Но псалмопевец говорил не с позиции греховной плоти, а с позиции возрождённого духа.

Христиане могут по-разному реагировать на одни и те же события, проявляя свои внутренние мотивы служения Богу. Так, например, Апостол Павел описывал реакцию христиан на его арест: «и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование» (Фил. 1:14-17).

Интересную картину он описывает: большая часть христиан ободрилась его узами, следовательно, были и те, кто не ободрился его узами. Далее, из тех, кто ободрился, часть стала проповедовать Христа по зависти, а часть – из любви. Также и сегодня те христиане, которые не имеют живого упования на Бога, смотрят на происходящие события с позиции плоти. Да благословит нас Господь иметь живое упование на Него. Аминь.

Андрей Марин, г. Москва

>Ветхий Завет

Псалтирь

Псалом 30.

1Начальнику хора. Псалом Давида. .

2На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; 3приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, 4ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.

5Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.

6В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

7Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

8Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей 9и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.

10Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.

11Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

12От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.

13Я забыт в сердцах, как мертвый; я — как сосуд разбитый, 14ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.

15А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог.

16В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.

17Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.

18Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.

19Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.

20Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!

21Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.

22Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!

23В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

24Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.

25Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

 УПОВАНИЕ НА БОГА

Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога.

Преподобный Максим Исповедник

Святой Макарий Великий

Должно христианину иметь упование

Когда кто имеет непрестанную надежду на Бога, — зло как бы истончавается и воденеет в нем. Великие победные награды требуют и великих трудов, и злоба таковым подвижникам наипаче всюду строит козни. Должно христианину иметь упование, радость и чаяние будущего царства и избавления.

Преподобный Исаак Сирин

Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце

Упоенные и согретые надеждою не знают ни скорби, ни чего-либо мирского.

Не изнемогай в уповании на Промыслителя своего, потому что дивно Домостроительство Его в присных Ему.

Приманка для души — радость, производимая надеждою, процветаемою в сердце.

Когда человек в мысли своей лишит свою жизнь надежды, тогда нет ничего дерзостнее его.

Не испытав явственного покровительства Божия, сердце не в состоянии надеяться на Бога.

Надежда на Бога обнаруживается в злострадании за добродетели.

Человек не может приобрести надежды на Бога, если прежде, в своей мере, не исполнял воли Его.

Надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести.

Когда душа упоена радостью надежды своей и веселием Божиим, тогда тело не чувствует скорбей, хотя и немощно.

Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце, и всем людям явна досточестность его, и перед врагами его похвала его.

Святитель Иоанн Златоуст

Упование поддерживает наши души

Оно <упование>, как бы какая крепкая цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и, вознося нас превыше бури житейских зол. Посему, если кто ослабевает и опустит из рук этот священный якорь, тот сейчас же упадет и погибнет в бездне порока.

Человеку благочестивому и верующему надобно так крепко полагаться на обетования Божии, чтобы, видя и противоположные им события, не смущаться и не отчаиваться в их исполнении.

Преподобный Максим Исповедник

Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога

Упование от терпения и великодушие, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа. Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу.

Преподобный Исидор Пелусиот

Уповающий на Бога поддерживается надеждой

Упование на Бога — незыблемый столп, не только обещающий избавление от бед, но не допускающий смущаться бедами уже постигшими. Ибо кто освободился от всего человеческого и подкрепляет себя внешним упованием, тот не только приобретет самое скорое избавление от бед, но не тревожится и не смущается бедами постигшими, подкрепляя себя чаянием оного священного якоря. Посему воспользуйся упованием, и будешь выше всех горестей.

Уповающий на Бога поддерживается надеждой самой великой, славной и непоколебимой, а уповающий на человека держится надеждой непрочной, слабой, обманчивой и весьма часто разрушающейся. Посему людям благоразумным надлежит держаться первой, как священного якоря, а воздерживаться от второй.

И богатство… будь оно велико и теки отовсюду, и достоинство, будь оно царское, и умственные дарования, украшайся они даром слова, ничего не значат, если не соединены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которого не присуждает Бог, часто с корнем вырывается и отьемлется у приобретших, подобно бесплодному и дикому растению, которое делает вред близким к нему деревьям. Небезопасна и царская власть, не управляемая непобедимою Десницею. Умственные дарования, не украшенные божественною мудростию, бесполезны, как не знающие самообуздания; Господь отвращает вспять мудрыя, и советы, их обуяет (Ис. 44, 25). Посему если и здешнее не прочно для нетвердых перед Богом, а будущее еще ненадежнее, то возьмемся за священный якорь.

Преподобный Ефрем Сирин

Кто возложил упование на Господа, тот спасется

Кто возложил упование на золото, тот падет, а кто возложил упование на Господа, тот спасется.

Всегда перед очами своими имей Господа, потому что спасает Он уповающих на Него.

Блажен, кто упование свое возлагает всегда на Господа своего, Которого имя не преходит, и слава не имеет конца!

Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него блаженны и в сем, и в будущем веке.

Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней. Ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему.

Будем надеяться на Бога, брат, будем надеяться, хотя видим, что не вдруг и нелегко получаем просимое, даже не знаем, что еще воспоследует с нами.

Есть у меня надежда: потому что покаяние сводит большие струпы и благость покрывает всякую гнусную и отвратительную скверну.

Дивлюсь, что доселе еще не исправился я, а между тем каждый день приношу покаяние, поддерживаюсь надеждой, пока не умер.

На Тебя только вся надежда наша, ибо Ты врачуешь язвы наши. Ты источил кровь Свою на струпы грешников, чтобы Тобою исцелились они.

Преподобный Максим Грек

В том и заключается неложное и твердое упование, чтобы выражать надежду творением добрых дел

Вместе с совершенным от себя самих отречением потребно еще нам водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную в Нем уверенность, потребно… полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного, и ни от кого другого, как от Него одного, можем мы ожидать всякого добра, всякой помощи и победы. Ибо, как от самих себя, которые есмы ничто, не ожидаем мы ничего, кроме преткновений и падений, по причине которых и отлагаем всякую на себя надежду: так, напротив, всеконечно от Бога получим мы всякую победу, как только вооружим сердце свое живым на Него упованием и полною уверенностью в получении от Него помощи…

Утвердиться в такой надежде, и ради ее помощь всякую получить помогут нам следующие помышления:

То, что ищем помощи у Бога, Который, как Всемогущий, может сделать все, что ни восхощет, следовательно, и нам может помочь.

То, что ищем ее у Бога, Который, как Всеведущий и Премудрый, знает все наисовершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что пригоднее для спасения каждого из нас.

То, что ищем такой помощи у Бога, Который, как бесконечно благий, с неизреченною любовию предстоит нам, всегда желательно готовый с часу на час и с минуты на минуту подать всякую помощь, потребную нам для одержания полной победы в духовной, действующейся в нас брани, тотчас, как только притечем в объятия Его с твердым упованием.

Четвертый способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть пересматривание в памяти всех опытов скорой от Бога помощи, изображенных в Божественном Писании. Опыты сии, столь многочисленные, наияснейше показывают нам, что никогда не был оставляем постыженным и беспомощным никто из возуповавших на Бога. Воззрите на древния роды, взывает премудрый Сирах, и видите: кто верова Господеви и постыдеся (Сир. 2:10)?

Преподобный авва Дорофей

Послание к брату, угнетаемому искушением

Прежде всего, брат мой, надобно сказать, что мы не знаем путей промысла Божия и потому должны предоставлять Ему устроять всё, касающееся до нас, а тем более, должно поступать так теперь. Ибо, если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя. Итак, когда восстанут на тебя противные помыслы и начнут утеснять тебя, ты должен взывать к Богу: «Господи! как Ты хочешь, и как Ты знаешь, устрой это дело»; ибо промысл Божий делает много сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе, одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские. Зная сие, авва Пимен сказал, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34), относится к человеку, находящемуся в искушении.

Итак, сын мой, веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, чего мы просим или о чём помышляем (Еф. 3:20). Я мог бы отвечать на всё, что ты сказал, но не хочу противоречить ни тебе, ни даже себе самому, только желаю показать тебе путь к надежде на Бога, ибо сей путь есть безопаснейший и самый твёрдый. Господь с тобою.

Имей надежду на Бога

Хорошо рассудил авва Пимен, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34), сказано к человеку, находящемуся в искушении. И изречение: возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54:23) относится сюда же. Итак, оставь, сын мой, человеческие помышления и имей надежду на Бога, которая делает гораздо более того, что мы предполагаем, и успокоит тебя надежда на Бога. Господь да поможет тебе, сын мой, молитвами святых. Мы должны сопротивляться таковым помыслам, ибо не дерзаем сказать, что проживём и завтрашний день.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Где ваша надежда на Меня?

Упование в молитве состоит в том, чтобы с верою в присутствие и слышание Божие, со страхом Божиим выговаривать прошения, благодарения и славословия, а о принятии и исполнении их не сомневаться и нимало не беспокоиться, в полной уверенности, что Владыка их выслушал и принял в пренебесный и мысленный Свой жертвенник и по желанию матери нашей – Церкви (если мы молимся от лица Церкви), равно и сердца нашего, как всеблагой, премудрый и всемогущий, даст просимое и даже с избытком против того, сколько мы просим или разумеем. Но сердце, пристрастное к пище и питию, жадное до них, изнеженное ими, не имеет этого упования, равно как сердце, в коем кроется ненависть, вражда, – связанное скупостью, сребролюбием, завистью – доколе не оставит своих недугов и не исправится.

Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин.17:21). Что же нас разделяет и от Бога и между собою? Деньги, пища и питье, – этот прах, этот тлен, гной. – Отчего? Оттого, что нет живого христианского упования на Бога. Мы не знаем или забываем, что истинная жизнь человека есть любовь к Богу и ближнему. Полагая жизнь в прахе и надеясь на него, мы не воздаем Отцу Небесному подобающей славы возложением на Него всего упования, всей своей печали, как должно верным чадам Его во Христе. Аще Отец есмь Аз, то где слава Моя (Мал.1:6)? Где ваша надежда на Меня? Где ваша любовь ко Мне? Где беспристрастие к земному, тленному, и вседушевное желание небесного, духовного, вечного?

Люби без размышления: любовь проста. Любовь никогда не ошибется. Также без размышления веруй и уповай: ибо вера и упование также просты, или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь. Аминь.

Преподобный Петр Дамаскин

Должно нам всегда познавать свою немощь и благодать Божию, и не отчаиваться, если что-либо случится с нами, но и отнюдь не быть дерзновенными, думая, что мы значим что-либо, но более уповать всегда на Бога со смирением.

Авва Исайя

Бдительно внимай себе, чтобы, представляя себя всегда перед Богом, ничего не ожидать тебе ни от кого, но во всем с верою надеяться на Него единого.

Блаженный Диадох Фотикийский

Предел упования — преселение ума к чаемым благам.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся: надежда побеждающих грех силою Божию и надежда побежденных грехом на время по Божию попущению, по собственной немощи, неведению, неосторожности, по увлечению, не по намерению.

Святитель Феофан Затворник

Предайте себя в руки Божии… и Он не оставит вас

Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя!

Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием.

Слабость веры и скудость упования помилования производятся врагом нашим.

Ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие па волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам.

Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь.

Чувство упования на Бога — великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий.

Уповайте на Господа, Он блюдет тех, которые Ему себя посвящают.

А если все упование свое возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос.

Внимайте себе и, Господа предзря перед собою, Ему предавайте себя. Однако же не для того, чтобы, сложивши руки, сидеть, а чтобы, ревнуя всесильною ревностию, успеха чаять от единой благодати.

Извольте… продолжать и более и более углубляться в самоосуждение. Только смотрите строго, первое — не словами только самоосудительно (а сердце самодовольно) и второе — при всем сознании своего непотребства, не теряйте упования спасения в Господе Иисусе Христе. Это последнее значительнее первого.

Надо не вешать рук и головы, и не подгибать колен, а бодро стоять… Не попал на дорогу… Мужаться надо… пропадешь… Имеем Спасителя Бога.

Надежда на Господа Спасителя

Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничтожает убийственную его болезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу, преданность в волю Божию.

Надежду и веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов, по делу спасения. Извольте приложить сии деятельные труды, и вера с надеждою тотчас начнут оживать.

Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих.

Добре творите, что питаете надежду, и упование живо. Они — луч, освещающий путь жизни и веселящий среди неизбежных теснот жизни.

Авва Петр, ученик аввы Исаии, рассказывал: «Когда я посетил авву в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя мою о нем печать, сказал мне: «Что это за страдание, когда есть надежда успокоения? Но меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится на помощь мне, и не будет надежды на успокоение».

***

Один весьма благочестивый брат имел бедную мать. Когда настал великий голод, он, взяв хлебы, пошел отнести их своей матери, и был к нему голос: «Ты заботишься о своей матери или Я пекусь о ней?» Брат, познавши силу голоса, пал лицом на землю, молясь: «Ты, Господи, имей о нас попечение», — и, встав, воротился в свою келью. На третий день пришла к нему мать и говорит ему: «Один монах дал мне небольшой пшеничный хлеб, возьми его и раздроби на малые части, чтобы нам питаться». Брат, услышав это, прославил Бога и, исполнившись надежды, по благодати Божией, преуспевал во всякой добродетели.

***

В Константинополе жил богатый купец по имени Феодор. Однажды его корабль потонул, и погибло все его богатство. Феодор любил одного богатого еврея и, придя к нему, стал просить дать в долг золота для торговли. Еврей сказал ему, чтобы он дал залог и тогда пусть возьмет сколько хочет. Христианину нечего было дать. Идя с евреем по улице, он увидел на вратах мозаичный образ Христа, самое дорогое, что он имел, и взял Его свидетелем своим и поручителем. Еврей сказал, что если его друг действительно верует Христу, то он даст ему золота. И дал ему тысячу златниц золота.

Феодор, купив на эти деньги нужное, отправился торговать в Александрию. На обратном пути в Константинополь его корабль утонул. Еврей, услыхав о возвращении Феодора, пришел к нему, надеясь взять свое золото с прибылью, но застал его плачущим в своем доме. Услыхав о потоплении его корабля, он утешал друга и говорил, чтобы он не скорбел, но верил поручившемуся за него Христу.

Видя скорбь купца, он дал ему еще тысячу златниц, привел к вратам, и Феодор опять взял образ Христа в свидетели. Купец отправился торговать, приобрел много богатства и, радуясь, возвращался в свой город. Но и на этот раз все богатство его погибло, ибо разбился его корабль, и он ни с чем вернулся домой.

Узнав о гибели товаров Феодора и с ними и своего золота, еврей призвал его и начал поносить Христа: «Смотри, как прельстились мы, веруя несуществующему Богу. Если бы Он был Сын Божий, на Которого ты надеешься, ты бы не потерпел уже третий раз потопления». Феодор, плача, говорил еврею: «Нет, друже, не хули истинного Бога, все это случилось из-за моих грехов. Но прошу тебя, дай мне еще в третий раз золото и веруй, что ради твоего вразумления я буду спасен и твое с прибылью возвращу тебе». Еврей в третий раз дал ему тысячу златниц, и опять образ Христа Спасителя они взяли в свидетели; при этом еврей сказал Христу: «Если Ты Сын Божий, пусть спасен будет христианин и его золото, чтобы и мне веровать, если же нет, пусть не обольщаются верующие в Тебя». Феодор взял золото, пустил его в оборот, побывав во многих далеких странах, и приобрел много богатства. Возвращаясь домой, Феодор взял четыре тысячи златниц, положил их в ковчежец с письмом, в котором было написано: «Феодор христианин — моему благодетелю Аврааму иудеянину! Вот четыре тысячи златниц золота вложил я в ковчег и надеюсь, что Христос, мой Свидетель и Поручник, вручит все это в твои руки». Запечатав ковчег, купец бросил его в море, сказав: «Господи Иисусе Христе, Ты Сам знаешь, как доставить этот ковчег моему заимодавцу».

В это время был сильный ветер. Корабли, стоявшие около берега, разбивались от напора волн, и многие жители города вышли на берег. Пришел посмотреть бушующее море и еврей, друг Феодора. И вот, когда он стоял на берегу моря, одна волна выбросила к его ногам ковчег с золотом. Взяв ковчег, Авраам принес его в свой дом и, открыв, нашел в нем письмо Феодора к нему с добавлением на еврейском языке: «Я, Иисус Христос, от Феодора христианина принес тебе золото, чтобы ты не хулил Меня. Я исполнил поручение, чтобы ты имел веру в Меня».

Когда со временем купец вернулся в полном здравии и со многим богатством, то, взяв подарки, пришел к еврею. Авраам взял подарки и, искушая его, спросил о долге. Феодор ответил, что он верит, что Христос, поручившийся за него, отдал ему золото, и оно находится в доме еврея. Еврей же сказал, что он ни от кого не получал своего золота. Тогда Феодор сказал ему, что если он не получал своего золота, то пусть подойдет к образу Христа и поклянется в этом. Но еврей убоялся и вынес письмо, положенное сверх золота. Увидев в своем письме дополнение, Феодор удивился, и они прославили Бога, а Авраам уверовал в Христа и крестился со всем своим домом.