Успенский княгинин монастырь

Основание и развитие

Монастырь впервые упоминается в 1200 году. Получил название Княгинин в честь великой княгини Марии Шварновны, которая на протяжении семи лет тяжело болела и желала последние дни жизни посвятить Богу служением в монастыре, приняла в 1206 году постриг в этом монастыре с именем Мария и схиму с именем Марфа, пробыв в монастыре 18 дней до своей кончины. Изначально монастырь был задуман как родовая усыпальница княгинь и княжон Владимирского великокняжеского дома.

В XIII веке здесь были погребены сама Мария Шварновна, её сестра Анна, дочь Всеволода III и Марии Шварновны — Елена, позднее — обе супруги Александра Невского — Александра и Васса, его дочь Евдокия (находятся под спудом в Христорождественском приделе Успенского собора).

6 марта 1230 года великим князем Владимирским Юрием (Георгием) Всеволодовичем в монастырь были перенесены и погребены мощи святого мученика Авраамия Болгарского.

Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма).

Над его фасадными закомарами возвышается прямоугольный постамент, в свою очередь обработанный килевидными кокошниками; венок меньших кокошников положен в основании барабана главы.

Собор знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы под руководством Марка Матвеева.

Ссылки

Фото на Викискладе

  • Успенский собор Княгинина монастыря
  • Успенский Княгинин женский монастырь

Известные
по летописным данным

  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)

Известные по древним
церковным преданиям

Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие

Монастыри Владимирской области

Александровский (Суздаль) | Благовещенский (Вязники) | Благовещенский (Киржач) | Благовещенский (Муром) | Богородице-Рождественский (Владимир) | Богоявленский (Мстёра) | Борисоглебский (Борисоглеб) | Васильевский (Суздаль) | Введенский Островной | Воскресенский (Муром) | Знаменский (Гороховец) | Космин Яхромский (Небылое) | Крестовоздвиженский (Муром) | Лукианова пустынь | Махрищский монастырь | Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский) | Николо-Волосовский монастырь | Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский) | Покровский (Суздаль) | Ризоположенский (Суздаль) | Боголюбский (Боголюбово) | Никольский (Новое) | Успенский монастырь (Александров) | Скорбященский монастырь (Хмелёво) | Смоленская Зосимова пустынь | Спасо-Евфимиев (Суздаль) | Спасо-Преображенский (Муром) | Сретенский (Гороховец) | Троице-Никольский монастырь (Гороховец) | Троицкий (Муром) | Успенский Княгинин (Владимир)

Древнерусская стенопись

Древняя Русь
XI-XII вв.

Псковская земля
XIV-XV вв.

Новгородская земля
XIV-XV вв.

Московская Русь
XV века

Успенский собор на Городке • Успенский собор во Владимире • Успенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря

Русское государство
XVI века

Русское царство
XVII века

Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом

Княгинин монастырь

Монастырь был основан примерно в 1200 г. Марией Шварновной, женой великого князя Всеволода Георгиевича (Юрьевича), больше известного как Всеволод Большое Гнездо. Она была дочерью чешского короля Шварна.

В это же время строится Успенский храм, недошедший до наших дней. На его месте в XV-XVI в. было возведено новое здание собора на старом фундаменте с сохранением части древних стен, но по образцу московского зодчества XVI века.

Монастырь был местом погребения владимирских княгинь и княжон: кроме Марии (в монашестве Марфы), здесь похоронены и ее потомки — жена и дочь Александра Невского. Александр Невский был внуком княгини.

В древности Княгинин монастырь был одним из самых известных и богатых. В 1411 г. во время очередного нашествия на Владимир татар обитель была разорена. Возрождение начинается лишь в XVI веке. Среди «спонсоров» монастыря упоминаются Иоанн Грозный, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович. В Княгинином монастыре некоторое время пребывала супруга царевича Ивана (сына Ивана Грозного, которого убил Грозный царь) — Пелагия Михайловна. С 1606 г. в монастыре проживала дочь царя Бориса Годунова Ксения. В XVII веке в монастыре имелись особые царицыны хоромы, за содержание которых отвечал владимирский воевода.

В XVIII веке в связи с реформами Петра I, затем Екатерины II монастырь переживает упадок. В конце XIX века снова начинается развитие монастыря, здесь была открыта больница для малоимущих и школа рукоделия для девочек из бедных семей. В 1923 году монастырь был ликвидирован советской властью, монахини изгнаны, уничтожено монастырское кладбище, а сам монастырь переименован в поселок имени Воровского.

В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как женская обитель. В Успенском соборе, чудесно расписанном в 1647-1648гг. артелью знаменитых мастеров во главе с Марком Матвеевым, находятся величайшие духовные святыни русского народа — икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского.

Успенский Княгинин монастырь был основан Великой княгиней Марией в 1199 году. Мария была первой женой Великого князя Всеволода Большое Гнездо (князь получил такое прозвище за редкую плодовитость, он оставил после себя огромное количество детей). Мария родила Всеволоду Юрьевичу восьмерых сыновей и пятерых дочерей. Княгиня приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу и постриглась в монахини, получив имя Марфа. Ее волей был основан Успенский женский монастырь.

Создание монастыря началось со строительства Успенского собора – главного храма Княгининого монастыря. Храм внутри богато расписан от купола до пола. Фрески изображают картину Страшного Суда. Иконостас содержит икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, все они были получены монастырем в дар от патриарха Иосифа.

Название «Княгинин» монастырь получил из-за того, что, во-первых, он был основан великой Владимирской княгиней, во-вторых, по традиции, в главном храме монастыря хоронили всех женщин княжеского рода (жен великих князей, их дочерей и сестер), в-третьих, монастырь освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Некрополь главного собора Успенского монастыря хранит останки княгини Марфы (основательницы), ее родной сестры, дочери Александра Невского Евдокии, его двух супруг, супруги великого путешественника и первооткрывателя М.П. Лазарева и многих других женщин.

Успенский женский монастырь всегда был тесно связан со всеми значимыми для России событиями. Своими благими делами монахини прославили свою обитель на всю святую Русь. Монастырь долгое время был самым богатым и знаменитым среди всех женских монастырей России. Тем не менее это не спасло его от разорения. В 1411 году войска татарского царевича Талыча ворвались в монастырь, разрушили постройки и разграбили храмы. Больше полувека обитель оставалась разоренной. В начале шестнадцатого века под руководством самого великого князя Василия Третьего началось восстановление монастыря. Впоследствии русские цари (Иван Грозный, Михаил Федорович и его сын Алексей) бережно хранили покой обители, заботились о монахинях и о благосостоянии храмов и построек.

Положение Успенского женского монастыря сильно ухудшилось с выходом в свет реформ Петра Первого. На протяжении почти ста лет монахини испытывали нужду. Только в конце девятнадцатого века обитель начала возвращаться к полноценной жизни. Монахини открыли на территории монастыря лечебницу для нищих, школу для девочек, где детей обучали шитью, вязанию, вышивке и многому другому.

С приходом к власти коммунистов Успенский монастырь был закрыт. Монахинь выселили, а их кельи были переданы в распоряжение администрации. На территории монастыря поселились партийные работники, храмы и соборы были закрыты, а Успенский Княгинин монастырь с 1923 года переименован в поселок Воровского. Только в 1992 году монастырь вновь был возрожден. К огромному удивлению монахинь в главном соборе сохранилась великая православная святыня – икона Боголюбивой Божьей Матери. Эта икона была написана по приказу Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Сохранились так же и нетленные мощи мученика Авраамия Болгарского.

Спустя 800 лет — наше время

В 1992 году по благословению правящего архиерея Владимирской и Суздальской епархии архиепископа Евлогия был открыт Свято-Успенский Княгинин женский монастырь и началось возрождение монашеской жизни.

Сохранилось предание, что святитель Афанасий, nредвидя возрождение монастыря, говорил: «Сначала придет в монастырь Матерь Божия, затем мученик Авраамий, и после этого откроется монастырь».

В 1992 году, в Великую Среду, по ходатайству архиепископа Евлогия была принесена из Владимирского краеведческого музея в Благовещенский придел Успенского собора монастыря чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, написанная по повелению святого благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Пресвятой Богородицы. Еженедельно перед образом Царицы Небесной совершались молебны.

В декабре 1992 года приехали из Успенского монастыря города Александрова первые насельницы: будущая настоятельница — монахиня Антония (Шаховцева) с послушницей. На Лазареву субботу, 10 апреля 1991 года, состоялось торжественное освящение Успенского собора монастыря. Из кафедрального Успенского собора крестным ходом был перенесен мощевик с частицей мощей святого мученика Авраамия Болгарского, Небесного покровителя обители.

После десятилетий запустения порог храма переступили настоятельница монастыря и первые сестры, под сводами монастырского Успенского собора опять зазвучали слова церковных молитв, пение монашеского хора. Во вновь открытый монастырь под благодатный покров Царицы Небесной потянулись жаждущие спасения души.

Первые монастырские богослужения совершал священник Иаков Яковлев (ныне архимандрит Иннокентий, настоятель Александровского монастыря в Суздале). Батюшка самоотверженно помогал молодому и малочисленному тогда еще сестричеству. Его тонкий художественный вкус очень пригодился при реставрации Успенского собора, им был создан проект иконостаса главного храма.

23 мая 1993 года, в Неделю о слепом, чудотворная Боголюбивая икона Божией Матери была перенесена из Благовещенского придела в главный храм и поставлена в северной части иконостаса.

14 апреля 1995 года, в день памяти святого мученика Авраамия, настоятельница монастыря монахиня Антония была возведена в сан игумений.

Матушка Антония (в миру Антонина Матвеевна Шаховцева) родилась в 1951 году в городе Ефремове Тульской области, в православной семь В январе 1986 года по благословению духовного наставника и по своему искреннему желанию поступила в Рижский Свято-Троицкий Сергиев женский монастырь, 30 августа 1988 года митрополитом Рижским и всея Латвии Леонидом была пострижена в мантию с наречением имени в честь преподобного Антония Великого. Восприемницей в постриге была игумения Магдалина (Жегалова), ныне почившая. В январе 1992 года, по ходатайству настоятельницы Успенского женского монастыря в Александрове монахиня Антония была переведена ей в помощь по восстановлению Александровской Успенской обители, откуда и прибыла во Владимир для создания новой монашеской общины.

Княгинин монастырь постепенно возрождался к новой жизни. Первые насельницы становились послушницами, инокинями, навыкали послушанию, молитве, обучались монашескому жительству. Отрадно было совершение первого, после 73-летнего перерыва, мантийного монашеского пострига. Вновь под сводами собора зазвучали столь любимое всеми монашествующими песнопение «Объятия Отча…» и слова монашеских обетов из уст воспитанной в монастыре инокини.

Жизнь в обители идет своим чередом. Пусть подчас тяжелы уроки в школе спасения, но есть и отрадные минуты совместного труда, молитвы, праздников. Несомненны помощь Божия и Покров Царицы Небесной, молитвенная помощь Небесных покровителей обители и ее почивших сестер.

Главное место в иноческой жизни занимает, конечно, храм. Богослужения совершаются по полному церковному кругу. Перед чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери и мощами мученика Авраамия читаются акафисты. Совершается чтение Неусыпаемой псалтири.

Сестры с любовью и тщанием украшают храм, особенно в Богородичные праздники. Облачения для святого престола и жертвенника, для священнослужителей и для других нужд храма шьют сами сестры. Возрождается искусство церковной вышивки, которой так славилась обитель до революции. Сестры вышивают покровцы, иконы, детали к Плащаницам Спасителя и Божией Матери.

В 2007 году в монастыре открылась иконописная мастерская.

Неленостно трудятся сестры над реставрацией храмов и других зданий на территории монастыря.

Пастырское послушание в обители несут три священника. Старейший из них — митрофорный протоиерей Владимир Ведерников, настоятель Успенского собора и всех храмов обители. На протяжении многих лет он несет послушание епархиального духовника, является в ней старейшим клириком: в 2007 году исполнилось 50 лет его пастырского служения и 75 лет со дня рождения. В служении он является образцом благоговейного, трепетного, молитвенного предстояния пред престолом Божиим.

Духовником монастыря является священник Валерий Дубовик. Его священническая хиротония была совершена в Успенском соборе, в мае 1997 года, в день памяти мученика Авраамия — Небесного покровителя обители. С 2002 года по благословению владыки Евлогия он является и заведующим Епархиальной регентской школы при монастыре.

Многие годы служит в монастырских храмах и священник Михаил Морычев, с 2003 года он заведует детским приютом, устроенном при монастыре.

В 2007 году исполнилось десять лет Владимирской епархиальной регентской школе при Княгинином монастыре. За эти годы школа выпустила более семидесяти регентов и псаломщиц. Многие из выпускниц несут послушания на приходах Владимирской и других епархий Русской Православной Церкви. Восемь из них остались в монастыре. Сейчас в школе обучается около сорока учениц. Они не только изучают богословские и музыкальные дисциплины, но и поют на клиросе за монастырскими богослужениями, несут трудовые послушания в монастыре.

В июне 2000 года обитель торжественно праздновала свое 800-летие. Торжества возглавлял Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. Гостями праздника были архиепископ Ярославский Михей и викарный епископ Тульской епархии Кирилл, наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий (Поликарпов) и настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон (Смирнов).

К 800-летию обители составлено житие, написана икона, тропарь, кондак и стихиры благоверной княгине Марии.

В 2003 году праздновалось десятилетие возобновления монашеской жизни в стенах Успенского Княгинина монастыря. За праздничной Литургией правящим архиереем владыкой Евлогием матушка игумения Антония была награждена наперсным крестом с украшениями.

После Литургии владыка Евлогий возглавил торжества, на которых присутствовали глава Администрации области, мэр г. Владимира, попечители и гости обители. С докладами по истории Княгинина монастыря выступили директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И. Аксенова и настоятельница обители игумения Антония. Праздничные духовные песнопения исполнили учащиеся Регентской школы и девочки из монастырского приюта.

В 2006 году в обители праздновалось 800-летие со дня кончины великой княгини Марии Шварновны. В Епархиальной библиотеке состоялись Чтения, посвященные истории Свято-Успенского Княгинина монастыря и Владимирской земли. Игумения Антония рассказала о житии основательницы монастыря великой княгини Марии. Сестры обители с ученицами регентской школы и детьми монастырского приюта представили литературно-музыкальную композицию.

В заключение со словами поздравления и назидания к присутствовавшим обратился владыка Евлогий.

3 ноября 2007 года в нашей обители состоялось освящение второго храма и его центрального придела в честь Казанской иконы Божией Матери. На праздничном богослужении присутствовали гости из администрации города и благодетели обители. Перед началом Литургии владыка Евлогий наградил благотворителей, участвующих в восстановлении храма, архиерейскими грамотами. На следующий день, 4 ноября, в престольный праздник, во вновь освященном храме Казанской иконы Божией Матери впервые после многих лет запустения была торжественно отслужена Божественная литургия.

С самого начала монастырь был задуман как родовая усыпальница княгинь владимирского дома. В XIII в. здесь были погребены Мария Шварновна, ее сестра Анна, дочь Всеволода III Елена, жена и дочь Александра Невского и другие. Из более поздних захоронений можно выделить погребения дочери и матери владимирского губернатора П.Г. Лазарева — отца выдающегося мореплавателя М.П. Лазарева.

В центре монастырского ансамбля расположен Успенский собор. Он был заложен в 1200 г. князем Всеволодом Юрьевичем, а в 1202 г. освящен. Этот храм, к сожалению, не сохранился. В нач. XVI в. собор был выстроен заново на старом фундаменте с сохранением древних стен на высоту до трех метров. В настоящее время эти стены скрыты под кирпичной кладкой начала XVI века.

Успенский собор — одноглавый крестово-купольный храм, выстроенный в формах московского зодчества XV в. Его основной кубический четверик, четко расчлененный по фасадам плоскими лопатками на прясла, завершается тремя ярусами килевидных закомар-кокошников, несущих барабан главы. Освещается храм узкими щелевидными окнами. Внешнее декоративное убранство храма весьма лаконично. Основным средством архитектурной выразительности является величавый пропорциональный строй сооружения. В 1647-1648 гг, московскими мастерами под руководством известного живописца Марка Матвеева храм внутри расписан фресками. На юго-западном столпе представлены изображения владимиро-суздальских князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Юрьевича, Юрия и Константина Всеволодовичей и других.

Снаружи к основному объему собора сегодня примыкает несколько более поздних построек. Это Христорождественский придел 1665 года на севере и Благовещенский придел 1749 года на юге. В 1823 году с запада к собору была пристроена паперть.

Внешнее декоративное убранство храма весьма лаконично, но внутреннее поражает грандиозным и единым по замыслу ансамблем фресковых росписей. Они выполнены московскими мастерами по заказу патриарха Иосифа в 1647-1648 годах под руководством известного русского живописца Марка Матвеева.

Как гигантский разноцветный ковер, фрески покрывают своды, стены и столпы собора. Яркая, живая, многофигурная живопись создает ощущение праздничности.

Реставраторами в XX веке (1924 и 1961 годы) храму, в основном, был возвращен подлинный вид, особенно его верхней части. Кокошники, долгие годы скрытые поздней кровлей, восстановлены в процессе реставрационных работ, проведенных под руководством архитекторов-реставраторов А.В. и И.А. Столетовых.

Храм был закрыт в 1923 году и использовался как зерносклад. В мае 1945 года в соборе разместилась Владимирская специальная производственная мастерская. А с 1958 года памятник был включен в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1985 года здесь находился «Музей истории православия и атеизма», в 1990 году переименованный в музей «Православие и русская культура». В марте 1993 года собор возвращен возродившейся общине женского монастыря и является действующим храмом.

Святынями собора являются Боголюбовская икона Божией Матери, написанная в XII веке по явлению, бывшему князю Андрею Боголюбскому в 1155 году, и мощи мученика Авраамия Болгарского.

К западу от Успенского собора расположена Казанская церковь. Она возведена в 1789 г. с использованием фундамента и стен стоявшего на этом месте храма Иоанна Златоуста сер. XVII в. По периметру монастырской территории располагаются кельи, построенные во 2-й половине XIX в.

Успенский Княгинин монастырь во Владимире основала в 1199 году великая княгиня Мария Шварновна, жена великого князя Всеволода Большое Гнездо, или сам князь в 1200 году по настоянию супруги. Поэтому монастырь имеет второе название Княгинин — он с самого начала стал духовным приютом и местом захоронения для княгинь и других знатных женщин. Сегодня это относительно хорошо сохранившийся монастырский ансамбль, совокупность памятников архитектуры и святынь.

Главным храмом монастыря является Успенский собор XVI века. (Владимир издревле был одним из центров культа Богородицы, и не удивительно, что Мария Шварновна назвала «свой» женский монастырь и собор в нем так же, как главный собор Владимира). Женский монастырь вновь действует, представляет большой интерес для паломников и туристов. На его территории прогулки вблизи монашеских келий ограничены. Зато перед входом в ларечке можно купить монастырский хлеб.

Основательница и другие княгини

О национальности основательницы монастыря великой княгини Марии Шварновны нет единого мнения. По одной версии, она была дочерью чешского короля, по другой — ясской (осетинской) княжной. Так или иначе, межнациональный брак оказался счастливым и очень плодовитым, недаром Всеволода прозвали Большое Гнездо. Мария Шварновна родила ему 12 детей. В конце концов, даже она что-то приболела. Поэтому, вероятно, и задумала основать обитель. Незадолго до кончины сама приняла схиму и ушла в свой монастырь, где и скончалась в 1206 году. Ее захоронение в Успенском соборе Княгинина монастыря сохранилось, несмотря на многочисленные перестройки храма — в правой стене алтаря Благовещенского придела, под сводом ниши.

Вслед за Марией Шварновной вечный покой в обители обрели ее дочь, вторая жена Всеволода, обе жены Александра Невского и многие другие знатные женщины. К сожалению, многие захоронения были уничтожены в советское время.

Обитель была влиятельной в допетровские времена. Здесь устроили даже «царицыны хоромы», присмотр за которыми с самого верха возложили на местного воеводу. Хотя местом ссылки цариц, чем-то не угодивших супругам, стал все-таки Покровский монастырь в Суздале, а не Княгинин во Владимире.

Храмы и другие постройки

Одноглавый Успенский собор Княгинина монастыря является главным шедевром XVI века во владимирской архитектуре. Его легко отличить по шлемовидному куполу с восходящими к нему кокошниками. Такой первоначальный вид собор принял после реконструкции в 60-е годы XX века. На дореволюционных фотографиях запечатлен совсем другой вид этого собора – со скатной крышей и луковичным куполом – результат нескольких перестроек.

Интересно, что Успенский собор стоит на фундаменте более древнего собора времен Марии Шварновны, который был построен не из белого камня, а из тонкого глиняного кирпича – плинфы – и окружен галереями. Считается, что тот, первый собор, пострадал во время набега татар в 1411 году (см. фильм Тарковского «Андрей Рублев»). Поэтому и пришлось возводить, по сути, новый. Во всяком случае, в грамоте Василия III за 1512 год он упоминается как «новый».

В соборе сохранились ценные росписи, выполненные авторитетной московской артелью мастеров под руководством Марка Матвеева в середине XVII века. Более яркими выглядят более поздние росписи.

Вторым храмом на территории монастыря является Казанская трапезная церковь XVII-XVIII веков, построенная также на месте более древней церкви.

Кроме Успенского собора и Казанской церкви охраняемыми памятниками архитектуры считаются настоятельский корпус, трапезная (отдельное сооружение), более 30 келий, здание церковно-приходской школы, сторожка-просфорня, ограда с воротами.

На территории монастыря было и кладбище. От него осталась только могила инженера и деятеля профессионального образования Дмитрия Советкина, да и та восстановлена в приблизительном месте.

Святыни

Главными святынями Успенского монастыря считаются знаменитая Боголюбская икона Богоматери, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы, и мощи святого мученика Авраамия Болгарского, которые были перенесены сюда в 1230 году при князе Юрии Всеволодовиче.

После революции мощи Авраамия были вскрыты спецкомиссией и отправлены в музей. Сейчас ковчежец с ними снова можно увидеть в Успенском соборе Княгинина монастыря.

Боголюбская икона сильно пострадала от времени и неблагоприятных условий. Реставраторы давно пытаются спасти древний образ. В 1992 году с возрождением монастыря икону было вернули в Успенский собор, и она привлекла массу верующих. Но в 2009 году в связи с ухудшением состояния образ снова пришлось забрать в музей на реставрацию – необходимы особые условия хранения.

«Поселок Воровского» и музей атеизма

В советское время монастырский ансамбль превратился в… поселок имени Воровского в черте города.

Постройки использовались под разные нужды. В Успенском соборе был зерносклад, потом спецмастерская. В конце 50-х его передали музею-заповеднику, и после реконструкции там был устроен Музей православия и атеизма! Время было такое – без атеизма музей православия не прошел бы идеологический фильтр тогдашних властей.

Возобновление

Возрождение обители началось в 1992 году, когда прибыли первые монахини. Успенский собор был освящен еще в 1991 году.
С тех пор в монастыре открылись епархиальное женское училище, где готовят регентов церковного хора, псаломщиков, катехизаторов и преподавателей воскресных школ; приют для девочек, а также иконописная мастерская. В обители сейчас около 30 монахинь.

Восстановлено историческое название улицы Девической, которое дали ей в честь насельниц Княгинина монастыря (с 1927 года называлась Красномилицейской).

Около стены монастыря в 2005 году установлен памятный знак о закладке жилищно-гостиничного и офисного комплекса в рамках проекта инвестиционных программ РПЦ. Однако этот проект пока не осуществлен.

Свято-Успенский Княгинин монастырь

Свято-Успенский Княгинин монастырь – женская обитель, находящаяся в самом центре города Владимира. Она была основана женой князя Всеволода III Большое Гнездо – княгиней Марией Шварновной на рубеже XII-XIII веков. Отсюда и пошло название женского монастыря – Княгинин.

Княгиня Мария Владимирская, в монашестве Марфа, родилась в городе Маас – столице православной Алании (Северный Кавказ). Ее отец – боярин Шварн упоминается в свите одного их южнорусских князей. Есть сведения, что в раннем возрасте она осталась сиротой и росла в родственной семье владимиро-волынского князя. В 1174 г. – была повенчана с великим князем Всеволодом Юрьевичем (Большое Гнездо). В браке родила 12 детей, из которых четверо сыновей (Константин, Юрий-Георгий, Ярослав, Святослав) в дальнейшем были великими князьями Владимирскими. По летописным сведениям, после рождения в 1198 г. последнего сына, Ивана, княгиню постигла неизлечимая болезнь и более 7 лет она переносила страдания с истинно христианским терпением. Во время болезни княгиня утвердилась в решении принять монашество и основать для этого первый во Владимире женский монастырь.

В 1200-1202 гг. в центре монастыря был построен Успенский собор. В отличие от возведенных ее мужем Всеволодом III белокаменных Дмитриевского и Рождественского соборов, Успенский храм был выстроен из кирпича-плинфы, однако в формах и пропорциях, близких традициям владимирского зодчества. От первоначального здания сохранился только фундамент, на основании которого (это подтверждают археологические исследования) на рубеже XV-XVI веков был построен большой четырехстолпный одноглавый кирпичный храм с двумя пределами.

Его облик, в основном, сохранился до сегодняшнего времени, несмотря на некоторые переделки XVII и XVIII веков. Храм отличался сложной формой верха – двухъярусной композицией из килевидных закомар и венцом кокошников, меньшего размера, обрамляющих основание барабана со шлемовидной главой. Это было единственное во Владимире здание подобной архитектуры. При этом строгий монастырский собор не имел какого-либо скульптурного убранства. Белый ступенчатый силуэт монастырского Успенского собора красиво возвышается над всей окрестностью к северу от Золотых ворот.

Монастырь стал усыпальницей для представительниц многих знатных родов, начиная с его основательницы – княгини Марии, которая была погребена в южной стене северной галереи – Благовещенского предела. Там же покоятся останки второй жены Всеволода III – Анны, и его дочери, княжны Елены. В XIII веке в южной галерее – Христорождественском приделе – были погребены обе жены и дочь Александра Невского.

Кроме того, обитель использовалась для ссылки аристократических узниц, как и Покровский монастырь в Суздале. Среди них, например, Пелагея Соловая, жена царевича Ивана, сына Ивана Грозного, а также дочь Бориса Годунова Ксения. Для них были построены при монастыре особые покои – «царицыны хоромы».

Внутреннее убранство собора Княгинина монастыря отличается редкой красотой и живописностью благодаря величественным фрескам 1647-1648 гг. крупного московского мастера Марка Матвеева «со товарищи», работавшими до того над росписью московского Успенского собора. Жизнерадостная, красочная живопись, тяготеющая к реальным бытовым деталям, взятым из окружающего мира, существенно приумножает художественную ценность Княгининского храма. Религиозные сюжетные композиции фресок, такие, как «Страшный суд», создавали совсем не мрачное и монашеское, а радостное и жизнеутверждающее настроение.

В XX в. судьба монастыря резко изменилась. В 1923 г. он был закрыт и подвергся изъятию церковных ценностей. Позже была разобрана колокольня и часть ограды. В послевоенный период после длительной реставрации фресковая живопись Успенского собора стала доступна для посетителей открывшегося в нем музея.

Этот спокойный уголок в центре мирской суеты выдерживал удары многочисленных исторических событий, несколько раз был сильно разрушен. Изначальный вид монастыря сильно изменился, но неизменным каждый раз было возрождение обители.

В 1993 г. на старом месте был восстановлен женский Свято-Успенский Княгинин монастырь. При монастыре в настоящее время работает Епархиальное женское училище (подразделение Владимирской духовной семинарии). С 2001 г. в монастыре также находится детский приют, где воспитываются около десятка девочек от 5 до 23 лет, родители которых лишены родительских прав или умерли.

По ходатайству архиепископа Евлогия в 1993 г. в Успенском соборе обители была помещена знаменитая икона XII в. «Богоматерь Боголюбская», православная святыня, признанная памятником федерального значения. Условием передачи Владимиро-Суздальским музеем-заповедником (ВСМЗ) иконы монастырю на временное хранение было установление специальной витрины, которая обеспечивала постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.

Эта древнейшая из икон Владимирской земли считается чудотворной и привлекала к себе большое количество паломников. Однако в 1998 г. из-за сбоев в работе датчиков витрины состояние сохранности памятника стало вызывать тревогу. Икона была перемещена в новую, изготовленную в Германии климатическую витрину. Но в действующем храме даже такие меры не спасли уникальный памятник от разрушения (появилась плесень, отставание красочного слоя, шелушение). Временное хранение иконы Боголюбской Богоматери в Княгинином монастыре закончилось летом 2009 г.

Икона с соблюдением особых мер сохранности была перенесена в специальное помещение реставрационных мастерских ВСМЗ. Было проведено комплексное исследование, на основании которого разработана методика реставрации уникальной иконы, примененная специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. К началу 2016 г. основная фаза научно-реставрационных работ завершена, но по решению Реставрационного совета ВСМЗ будет проведен двухлетний мониторинг за состоянием иконы Боголюбской Богоматери. Поэтому в ближайшие два года уникальная святыня будет закрыта и для верующих, и для ценителей древнерусской живописи.

Святыни монастыря:

  • мощи святой благоверной княгини Марии Владимирской;
  • список Боголюбской иконы Божией Матери;
  • частица мощей святого мученика Авраамия Болгарского.

В. Королькова