Валаамская икона божией матери

Содержание

Утрата и обретение иконы

Эта история произошла в 1887 году. Наталья Андреева, которая вела благочестивый образ жизни, за 10 лет до того очень сильно простудилась, после чего у нее началось серьезное заболевание ног: они болели и распухали так, что ей приходилось передвигаться на костылях. Врачи мало чем смогли помочь, и тогда ей посоветовали отправиться в паломничество в Валаамский монастырь.

Ночью накануне отъезда у нее было чудесное видение: ей явилась женщина в красном одеянии с младенцем на руках, от которой исходило дивное сияние. Она наказала больной обязательно побывать в монастыре и пообещала помочь ей, а затем исчезла.

В этот день на Валааме праздновалось обретение мощей св. преподобных Германа и Сергия Валаамских и собралось огромное количество паломников, так что Наталье с трудом удалось попасть в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, когда на иконе Богоматери она узнала женщину из своего видения, обещавшую ей помощь!

Но едва Наталья успела приложиться к Валаамской иконе Богоматери, как ей пришлось спешить на пристань – пароход, перевозивший паломников, отходил с минуты на минуты, так что ей даже не удалось отслужить молебен перед иконой Богородицы. По возвращении у Натальи прекратились боли в ногах, мучившие ее столько лет, и она ощутила в них неизъяснимую легкость. Теперь ей уже не нужно было пользоваться костылями.

Еще через 10 лет Наталья все-таки решила вновь съездить на Валаам, чтобы принести благодарность исцелившей ее чудотворной иконе, но иконы там не оказалось, и никто не знал, когда и как она исчезла. Поиски в Петербурге на подворье Валаамского монастыря также оказались бесплодными.

Тем не менее, какой-то внутренний голос побуждал ее в третий раз съездить на Валаам для поисков иконы. Ночью ей приснился вещий сон, будто у старинной заброшенной церкви Николая Чудотворца на острове она услышала глас с небес: «Я здесь, ты скоро меня найдешь», а затем врата церкви растворились, и преподобный Сергий Валаамский указал ей место в храме, где находилась чудотворная икона.

После трех дней поста и непрерывных молитв, выходя из храма, она увидела священника, которому поведала свой сон, с чудотворной Валаамской иконой Богородицы в руках. Тут же отслужили торжественный молебен, в ходе которого произошло еще немало исцелений. Все они были зафиксированы в письменном виде и удостоверены многочисленными свидетелями, как и последующие, когда к чудотворной иконе началось массовое паломничество.

Молитва Валаамской иконе Богородицы

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Валаамская икона Божией Матери — особо почитаемая икона в Русской Православной Церкви и Финляндской архиепископии.

Чудотворная икона Валаамской Божией Матери помогает обрести семейное счастье и взаимопонимание

Обретение святого образа — связано с чудесными событиями

Обретение Валаамского образа Пресвятой Богородицы связано с чудесными событиями, которые произошли примерно в конце 19 столетия.

1878 в этом году в Валаамском монастыре написанная икона Богородицы

Один монах-иконописец в 1878 году написал уникальный ростовой образ Божией Матери. В этом же году заболела одна крестьянка, которая проживала в богадельне.

Ее звали Наталья Андреевна Андреева, она мучилась около 10 лет от сильных болей в конечностях.

В 1887 году она приняла решение поехать в Валаамский монастырь, чтобы попросить помощи у мощей основателей обители. Основатели обители — святые преподобные Сергий и Герман Валаамские.

Святые преподобные Сергий и Герман — греческие священноиноки. Создатели Валаамского монастыря. День памяти 26 августа

Путь Наталии был очень тяжелый, и она сомневалась в своих силах. Но перед тем как уезжать, она увидела сон, в котором увидела женщину, стоящую с ребенком на руках.

Она сказала, что поможет Наталии, если она придет в ее дом на острове Валаам.

На стене Успенского собора Наталья увидела и узнала ту женщину, которая обещала ей помочь, это был образ Пресвятой Богородицы. Она приложилась к этому образу и покинула данную обитель. После всего этого, женщина с каждым разом стала чувствовать себя все лучше и лучше.

В знак благодарности Наталья приехала на Валаам в 1896 году. Но самого святого образа она нигде в обители так и не нашла.

Крестьянка во сне увидела Божию Матерь, которая указала ей, где находится чудотворный образ.

Ровно через год крестьянка снова приехала на остров в день поминовения ее святых основателей.

До этого ночью она снова увидела Божию Матерь, которая сказала ей о месте, в котором находится чудотворная икона.

Через три дня икону нашли именно в том месте, где и было указано Богородицею.

Перед нашедшей иконой отслужили молебен с водоосвящением. После этого события женщина исцелилась совсем от своей болезни.

В начале 20 века монахи Валаама сделали несколько списков с чудотворного образа. Копия одной из икон хранилась в часовне, которая находилась на подворье Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Затем в 30 годы почитаемый список перенесли в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Здесь икона находилась до перенесения ее в Валаамский монастырь.

После чудотворный образ поместили в церкви Сергия и Германа. Очень много чудес происходило, все они были зафиксированы в хрониках данного монастыря.

В 1914 году Валаамскую обитель посетил один великий князь Николай Николаевич. Именно для него был выполнен список иконы Валаамской Божией Матери и копию сказания и ее обретения.

Существуют некоторые сведения, что данная реликвия вообще хранится у потомков дома Романовых.

В начале 40 года монашеская братия стала опасаться преследования советской власти, ими было принято решение переселиться в Финляндию.

14 июля день празднования иконы Валаамской Божией Матери

Там они основали монастырь Новый Валаам, где сейчас и находится икона.

День празднования иконы Валаамской Божией Матери 14 июля.

Очень интересное видео, которое показывали по новостям канала «Спас», в котором рассказывается о том, как одна женщина нашла на своем чердаке старинную икону Валаамской Божией Матери. На тот момент икона была почти не читаема.

Женщина отнесла ее в храм, после чего спустя некоторое время изображение на иконе стало заметно появляться.

Видео: Чудотворная икона Божией Матери «Валаамская»

Молятся Валаамской иконе Божией Матери, чтобы укрепить душевное состояние

Многие спрашивают, о чем молятся Валаамской иконе, чем помогает этот образ?

Данная икона считается самой значимой в Российском государстве. Ее также считают заступницей всех русских воинов и русских земель.

Многие монахи рассказывали о видениях, в которых Богородица молила Спасителя о заступлении России.

Валаам остров, где обрели чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Валаамском монастыре

В настоящее время на острове Валаам перед образом Пречистой Богородицы молятся каждый день о защите православных людей, а также в укреплении силы и веры.

О чем молятся иконе, просят:

  • вернуть физическое здоровье;
  • избавиться от всяких зависимостей;
  • укрепить душевное здоровье;
  • преодолеть искушение;
  • укрепить веру православную;
  • в зачатии, беременности и хороших родах;
  • обрести семейное счастье и благополучие.

А также ей молятся воины, прося защиты и помощи.

Молиться нужно обязательно перед чудотворной иконой, можно дома или в храме. Икону можно приобрести в любом православном храме

5 правил чтения молитв перед иконой Валаамской Божией Матери

Читать молитвы у иконы Божий Матери нужно правильно. Следует соблюдать 5 несложных правил:

  1. Читать молитвы нужно с верой в то, что просите.
  2. Молитва читается дома или в храме обязательно перед святым образом.
  3. Перед началом чтения молитв нужно зажечь лампаду или свечу.
  4. Молящий человек должен читать молитвы в тишине и покое, его ничего не должно отвлекать.
  5. После чтения молитв нужно поблагодарить Спасителя и Божию Матерь.

Празднику иконы написан специальный тропарь, глас 4:

Богоро́дице Де́во, на Твою́ ико́ну пресве́тлую взира́юще, ра́дуемся, пред не́ю бо на о́строве Валаа́ме мольбы́ усе́рдно моля́щихся исполня́ются; услы́ши, Пречи́стая, и на́с моля́щих Ти́ ся́, утверди́ на́с в ве́ре и любви́, и испроси́ ми́рови ми́р и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод тропаря: Богородица Дева, на Твою икону пресветлую взирая, радуемся, ибо перед ней на острове Валаам исполняются мольбы усердно молящихся. Услышь, Пречистая, и нас молящихся Тебе, укрепи нас в вере и любви, и испроси мир всему миру и душам нашим великую милость.

Тропарь был написан архиепископом Павлом.

Молитва Валаамской Божией Матери:

О, Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»:

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»:

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея. О, Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих. Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Можно попросить помощи и без чтения молитв, своими простыми словами. Главное чтобы они шли от самого сердца. А также не менее важно, чтобы вы сами верили в то, что просите. И тогда Божия Матерь, видя ваши просьбы и мольбы обязательно вам поможет.

Все о религии и вере — «молитва перед иконой валаамская» с подробным описанием и фотографиями.

Молитва перед иконой валаамская

икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ»

Икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ» написанная в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону 11 сентября 1897 года. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне.

До 1940 года икона Божьей Матери оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На старом же Валааме остался список (копия) иконы Божьей Матери, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье.

В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, причём в том месте, где она была обретена. Тогда же им установлено местное празднование иконы Божией Матери Валаамская – в первое воскресенье после 11 июля (дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев) и после 12 июля (дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). Храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён 19 февраля 2005 года. В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы отмечается 7 августа.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Валаамская» молятся об утверждении в вере и любви.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Валаамская»

Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Икона Валаамской Божьей матери: в чем помогает?

Ежегодно, в первый воскресный день, наступающий после праздника святых равноапостольных Петра и Павла, Русская православная церковь чествует богородичную икону, обретённую немногим больше века назад среди суровых скал острова Валаама. Чем же прославилась Валаамская икона Божией Матери, в чём помогает и где она сейчас находится? Поговорим об этом в статье.

Болящая раба Божья Наталья

Обстоятельства, при которых была обретена икона Валаамской Божьей Матери, весьма удивительны, и история эта простирается на два десятилетия. Началась она с того, что в 1878 году жительница Петербурга Наталья Андреевна Андреева, набожная и благочестивая особа, происходившая родом из крестьян, простудилась.

В Питере с его сырым балтийским климатом это дело вполне обычное, но для Натальи Андреевны простуда закончилась осложнением – у неё стали болеть и распухать ноги, так что страдалица едва могла передвигаться. Так продолжалось почти десять лет.

Поскольку врачи, к которым она обращалась, не смогли оказать существенной помощи, Андреева по совету своей родственницы решила совершить паломничество в известный всему православному миру Валаамский монастырь. Там, на островах сурового Ладожского озера, во святых храмах и по тайным монашеским скитам, извечно пребывала благодать Божья, щедро изливаемая на всех, кто открывал ей двери своего сердца.

Дивное ночное видение

В ночь накануне отъезда, а было это в июне 1887 года, Наталью Андреевну посетило необычайное видение. В тонком сне она увидела женщину, облачённую в одеяние из малинового бархата, держащую на руках младенца и окружённую дивным сиянием. Ободрив больную своей улыбкой, молодая мать повелела ей непременно побывать в монастыре, обещая свою помощь и заступничество.

После этих слов женщина исчезла, не открыв изумлённой паломнице своего имени. Взволнованная увиденным Наталья Андреевна не смела даже помыслить, что этой ночью сподобилась явления самой Царицы Небесной. Но чудное видение придало ей силы, и наутро больная отправилась на пристань.

Первая поездка в монастырь

Первый раз она ступила на берег острова в день праздника обретения мощей местных святых преподобных Германа и Сергия. По этому случаю все храмы были переполнены паломниками, и лишь в самом конце своего пребывания на острове Наталья Андреевна сумела пробиться в Успенскую церковь, где в образе Пресвятой Богородицы, висевшем на одной из колонн, к своему изумлению, узнала гостью из своего ночного видения, посулившую ей помощь и заступничество. Это и была икона Валаамской Божьей Матери, к тому времени ещё не прославленная чудотворениями.

Однако едва она успела приложится к образу, как вдали прозвучал свисток парохода, призывавший богомольцев на пристань, и в этот свой первый приезд Андреева не успела даже отслужить молебен Богородице. Но тем не менее, вернувшись домой, она почувствовала в ногах необъяснимую лёгкость, ощущение которой было вызвано прекратившейся болью. С этого времени она быстро пошла на поправку и уже передвигалась без костылей.

Повторное посещение острова

Прошло ещё десять лет, в течение которых болезнь не возвращалась, и благодарная Наталья Андреевна пожелала вновь отправиться на остров, где хранилась икона Валаамской Божьей Матери, через который Пресвятая Дева явила ей чудо исцеления. Вновь, как и первый раз, собралась она в дорогу и отправилась на знакомую пристань.

Однако на острове её ждало разочарование – Валаамская икона Божией Матери бесследно исчезла из Успенской церкви. Более того, никто из насельников монастыря не только не мог сказать, куда она могла подеваться, но многие даже уверяли, что такого образа вовсе не было. Даже всеведущий отец ризничий в недоумении разводил руками, но предположил, что если такая икона и была, то, по всей видимости, отправлена в Петербург, где к тому времени открылось монастырское подворье.

Поиски в городе на Неве

Вернувшись в Петербург, Андреева первым делом поспешила на Нарвскую сторону, где находилось подворье Валаамского монастыря. Однако, к её великому разочарованию, и там заветного образа не оказалось. Икона Валаамской Божьей Матери исчезла так же бесследно, как ночное видение, посетившее когда-то рабу Божью Наталью.

Но какой-то внутренний голос не переставал внушать ей, что дивный образ, избавивший её некогда от страданий, реально существует и именно ей суждено его отыскать. Исполнившись верой в своё столь чудное предназначение, Наталья Андреевна в третий раз отправилась на остров.

Второе пророческое видение

Уповая в своих трудах на помощь валаамских святых, она начала с того, что отслужила молебен перед их мощами. В первую же ночь, проведённую в монастырской гостинице, Андреева увидела чудный сон, который наутро поспешила рассказать уже знакомому ей отцу Пафнутию – тому самому ризничему, к которому обращалась в прошлый свой приезд.

Ей снилось, что, блуждая по монастырю и не переставая молиться Божьей Матери, подошла она к старинной церкви Николая Чудотворца, давно упразднённой и закрытой по причине крайней ветхости. И вот там, стоя на паперти, раба Божья Наталья вдруг явственно услышала обращённый к ней голос с небес: «Ты скоро меня разыщешь. Я здесь».

Не успели смолкнуть звуки голоса, как церковную дверь вдруг отворил неизвестно откуда появившийся старец в синей камилавке, в котором Андреева тут же узнала преподобного Сергия Валаамского, пред образом которого в тот день молилась. Он указал ей внутрь, где в глубине храма, среди старой церковной утвари, стояла в углу икона Валаамской Божьей Матери.

Значение сна было вполне очевидным – сама Царица Небесная указывала ей место, где находился её чудотворный образ. Но прежде чем совершить святое дело, Наталья Андреевна сочла своим долгом сначала причаститься и во святых дарах обрести силы. Три дня она постилась и готовила себя ко причастию святых даров, а накануне ночью во сне увидела выходящего из церкви отца Пафнутия, в руках которого был тот самый образ.

Обретение святого образа

Причастившись на ранней литургии святых даров и едва выйдя из церкви, Андреева увидела перед собой толпу богомольцев, впереди которой торжественно шёл отец Пафнутий, неся пред собой образ Пресвятой Богородицы. Сцена, несомненно, являлась продолжением её сегодняшнего сновидения. Поравнявшись с Андреевой, священник срывающимся от волнения голосом произнёс одно лишь слово: «Она?» Сомнений не оставалось, это была та самая икона Валаамской Божьей Матери, столь чудным образом исцелившая её десять лет назад.

Появление отца Пафнутия с иконой в руках перед Натальей Андреевной объясняется следующим образом. Услышав её рассказ о виденном во сне, он также истолковал его как знамение свыше и, получив благословение у настоятеля, отправился в старую церковь, двери которой не отпирались уже много лет. В ней он и обрёл святыню, стоявшую в углу, среди потемневших от времени икон с едва различимыми ликами святых, а также сломанных аналоев и прочей отслужившей свой век церковной утвари.

Прославление чудотворной иконы

Чудесный образ поместили в главный монастырский собор и перед ним в тот же день отслужили торжественный молебен с водосвятием, во время которого произошло немало новых исцелений. Молитва Валаамской иконе Божией Матери, возносимая с верой и упованием, всегда бывала услышана.

Обо всех чудесах были сделаны подробные записи, и, чтобы ни у кого впоследствии не возникло сомнений в их достоверности, каждую страницу заверили подписями многочисленных свидетелей. Когда в 1901 году обитель возглавил игумен Гавриил, он вложил в нижнюю часть иконы величайшую святыню – частицу ризы Божьей Матери.

Вскоре после того как Валаамская икона Божией Матери приобрела славу своими чудотворениями и к ней потянулись тысячи паломников, удалось установить имя написавшего её мастера. Им оказался подвизавшийся некогда в монастыре иеромонах Алипий (Константинов).

Образ Богородицы он завершил в 1887 году, незадолго до своей кончины, как раз в то время, когда Наталья Андреевна простудилась. Как удивительно оказались связаны между собой эти два события – в тиши монастыря художник написал икону, а в Петербурге в это время заболела женщина, недуг которой в конечном итоге послужил её прославлению.

Иконография Валаамского чудотворного образа

Остановимся подробнее на том, что представляет собой Валаамская икона Божией Матери, фото которой представлено в статье. По мнению искусствоведов, она принадлежит к типу богородичных образов, берущему своё начало из Византии и именуемому «Панагия», что в переводе означает «Всесвятая». Также эта икона по своему композиционному построению может быть отнесена к иному, но близкому типу «Никопея» – «Победительница».

С ними её роднит изображение Богородицы, стоящей в полный рост и держащей перед собой младенца, благословляющего зрителя жестом правой руки. Однако держава, находящаяся в его левой руке, не византийского происхождения. Эта деталь композиции характерна для западноевропейских икон «Христос – Спаситель мира».

Икона Валаамской Божьей Матери имеет любопытную деталь, являющуюся уникальной в православной иконописи: Царица Небесная изображена с босыми ногами, они видны из-под края её облачения. Ничего подобного не встречается в иных богородичных иконах восточной церкви.

Отъезд на чужбину

До 1940 года остров Валаам принадлежал Финляндии, и среди прочих святынь там находилась Валаамская икона Божией Матери. Празднование дня её обретения, некогда многолюдное за счёт паломников, приезжавших из Петербурга и прочих российских городов, после революции стало совершаться лишь насельниками обители да теми немногими её почитателями, что после октябрьского переворота иммигрировали на Запад.

Когда же по окончании Финской войны Ладога со всеми её островами была присоединена к Советскому Союзу, насельники монастыря, покинув обжитое место, перебрались в глубь Финляндии, где ими был основан монастырь, получивший название «Новый Валаам». С собой они постарались увезти всё, что было возможно. В первую очередь, разумеется, взяли наиболее дорогие им святыни, среди которых были кресты, иконы, церковные книги и облачения.

Так оказался в Финляндии и чудотворный образ, некогда исцеливший Наталью Андреевну и многих других паломников. Тропарь Валаамской иконе Божией Матери, написанный вскоре после её обретения, отныне стал звучать на чужой земле, и с каждым годом всё больше православных финнов стало приходить к ней, чтобы в молитвах испросить через неё заступничества Царицы Небесной. Там же она находится и по сей день, установленная в главном храме обители – Преображенском соборе (фото в конце статьи) и по праву считающаяся главной монастырской святыней.

Последующая судьба острова Валаама и его монастыря

А на покинутом монахами острове на протяжении почти всего советского периода религиозная жизнь не возобновлялась. Длительное время там находился дом инвалидов войны и труда, куда несчастных калек привозили с материка подчас в принудительном порядке. Лишь в шестидесятые годы этот дивный уголок северной природы был открыт для туристов, а через десять лет помещения бывшего монастыря и принадлежавших ему скитов получили статус музея-заповедника. Тогда же началась их реставрация.

Возрождение монастыря началось в сентябре 1989 года, когда решением правительства Карелии его территория и все находившиеся на ней постройки были переданы в пользование Ленинградской епархии. День Валаамской иконы Божией Матери, отмечаемый, как уже говорилось, в первое воскресение после праздника святых апостолов Петра и Павла, был официально установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Среди прочих сооружений сохранилось и здание той самой, упразднённой когда-то Никольской церкви, в которой была обретена чудотворная икона. После капитального ремонта и надлежащей реставрации в ней был создан храм Валаамской иконы Божией Матери. В нём находится список, сделанный с оригинала, навсегда оставшегося в Финляндии.

Валаамская икона Божией Матери: в чем помогает?

Само прославление Валаамской иконы, через которую было явлено немало чудес, началось с исцеления страждущей петербурженки, о котором подробно рассказывалось выше. Это положило начало традиции молить перед этим образом Пресвятую Богородицу об избавлении от недугов и даровании здоровья. Примеров того, как щедро изливалась на молившихся Благодать Божия и они обретали просимое, очень много. Большинство таких случаев записаны в монастырских книгах и подтверждены подписями свидетелей. Трудно даже представить, скольким принесла желаемое исцеление Валаамская икона Божией Матери.

О чем молятся ещё перед этим дивным образом? Разумеется, нельзя сводить представление о помощи, ниспосылаемой Царицей Небесной, лишь к исцелению человеческой плоти, сколь бы ни было это важно для нас. Милость её безгранична, и, предстательствуя перед Господом, она ходатайствует об исполнении всех молитв, идущих от чистого сердца и укреплённых верой. Не оставит Богородица без своего участия тех, кто перед её честным образом просит о воцарении мира в семье, о благополучном разрешении от беременности, о вразумлении детей и наставлении их на путь истинный.

Валаамская икона Божьей Матери: история и фото

Церковные предания сохранили множество случаев, когда та или иная икона, обладающая чудотворной силой, являлась верующим во сне или в видении, указывая, где ее отыскать. Таким вот образом – через сон больной крестьянки – была обретена и икона Валаамской Божьей Матери, и – позже – не менее почитаемая «Державная».

Особенности обеих историки церкви видят в прямой связи с некоторыми событиями. Так, в частности, явление Валаамской святыни увязывается со скорым после этого события восшествием на престол императора Николая Второго. Обретение же иконы «Державная» совпало с последним днем его царствования. Оба образа как будто сопровождали путь последнего царя.

Автор образа – валаамский иеромонах Алипий (Константинов). До ухода в монастырь он учился на художника, а здесь после пострига был наречен этим именем – такое носил прославленный иконописец из Киево-Печерской лавры.

Предание об обретении и прославлении этого образа подробно изложено в церковном письменном памятнике, который так и называется: «Сказание об обретении образа…» Именно здесь описано первое чудо, происшедшее с крестьянкой Натальей Андреевной Андреевой, много лет в результате перенесенной сильной простуды страдавшей болями в ногах. Однажды ей прозвучал таинственный голос, повелев отправиться на Валаам, в монастырь, что поможет выздороветь.

Благочестивая крестьянка засобиралась в дорогу. А в ночь перед отъездом во сне ее посетило видение: окруженная сияющим ореолом Женщина в красном облачении, держащая на своих руках Младенца. Она проговорила Андреевой слова ободрения, а на вопрос той, не на Валааме ли и она живет, подтвердила: да, именно там, и скоро ты меня узришь.

Паломница прибыла на остров как раз в праздничный день, но прекрасная незнакомка из видения Наталье так нигде и не встретилась. Уже собираясь в обратный путь, она зашла помолиться на дорогу в Успенскую церковь и увидела прикрепленный к колонне образ: это была Женщина из сонного видения…

Но тут над островом разнесся призывный гудок парохода, на котором предстояло отплыть Андреевой, и она не успела даже дотянуться до святой иконы, чтобы приложиться к ней, не говоря уж о том, чтобы отслужить у нее молебен. Однако, вернувшись домой, женщина почувствовала, что боли в ногах стали заметно слабее, а позже и вовсе смогла передвигаться без опоры.

Через несколько лет Наталья Андреева снова посетила монастырь. В знакомой церкви иконы на прежнем месте не оказалось, и у кого бы расстроенная женщина ни спрашивала, куда же та делась, никто не мог ответить. Ризничий, отец Пафнутий, предположил, что, возможно, ее перевезли в С.-Петербург, в монастырскую часовню, что на Васильевском острове.

Наталья Андреева пробыла в обители полмесяца в надежде все же отыскать желаемое, посетила все монастырские церкви, но поиски не увенчались успехом. Вернувшись в Петербург и следуя предположению о. Пафнутия, она отправилась на Васильевский: в часовне ее тоже ждало разочарование.

Год спустя паломница снова добралась до Валаама. Горячие мольбы женщины перед мощами святых преподобных Сергия и Германа об отыскании заветной иконы, не остались безответными: ей снова приснился благодатный сон.

Во сне Андреева как будто бродила вокруг закрытой монастырской церкви свт. Николая Чудотворца, которую упразднили, и беспрерывно молила Царицу Небесную открыть, где рабе Божьей Наталье искать явленную ей однажды икону.

И таинственный голос вновь возвестил, что она, дескать, здесь и скоро отыщется. Во сне же женщина увидела, где находится святой образ – в кладовке заброшенной церкви, а потом еще раз – что его отыскал о. Пафнутий. Оказалось, именно там он и обнаружил икону, до половины завернутую в рогожу и стоявшую среди устаревшего богослужебного инвентаря и ветхих образов.

Надо ли говорить, что Наталья сразу же узнала икону, которую много лет назад видела на церковной колонне и встречи с которой так долго искала? Она попросила священника отслужить перед обретенной иконой молебен с водосвятием и вскоре после этого полностью избавилась от болезни.

Интересный момент: годом написания иконы является 1878-й – именно в тот год и заболела Наталья Андреевна, благодаря исцелению которой впоследствии был прославлен чудотворный образ.

Несколько слов о судьбе Валаамской иконы

После чудесного обретения и не менее чудесного исцеления болящей Натальи чудотворный образ стал особо почитаться на Валааме. Перед ним проходили специальные богослужения. По молитвам к нему исцелялись серьезно больные люди; он являл различные знамения.

При основании Смоленского скита его предполагали освятить в честь этой иконы Богородицы. Однако посчитали, что акт сей преждевременный, поскольку на тот момент образ не обрел еще церковного прославления официально.

После Октябрьской революции Ладожское озеро по договору отошло к Финляндии, и икона оставалась на Валааме до 1940 года, когда монастырь попал в зону боев в ходе советско-финской военной кампании. Монахи покинули обитель, забрав по возможности многие святыни. В их числе находился и подлинник Валаамской иконы. В финском местечке Хейнявеси спасшимися монахами был основан монастырь, получивший название Новый Валаам.

Многие годы Русская Православная Церковь ведет с Финляндской Православной Церковью переговоры, имеющие целью возвращение драгоценной реликвии на историческую родину.

Как она выглядит?

Небесную Царицу иконописец изобразил во весь рост. Она стоит на золотистом облаке. Ее левая рука, поддерживающая Богомладенца снизу, скрыта покрывалом, а открытая правая – охватывает Его спереди. Облачение Ее состоит из темно-синего хитона и алого покрывала (мафория), укрывающего с головы до ног, но оно не скрывает обнаженных стоп Пречистой Девы.

Правая рука Младенца Иисуса поднята в благословляющем жесте, а в левой Он удерживает символ монархической власти – державу, верх которой венчает крест.

В древней Византии изображение Богородицы, подобное этому, носило название «Никопея» – «Победотворная», «Победительница», и оно служило святым оберегом императорского двора, так называемым палладиумом.

Образ Валаамской Божьей Матери отличается от остальных Богородичных икон уникальной деталью – именно тем, что Пресвятая Дева изображена на ней босоногой.

Значение и фото

Весть о том, что Божья Матерь взяла под свое особое покровительство землю русскую, пришла именно с Валаама, который носит духовное имя Северный Афон.

Это знак того, что Богородица избрала его местом своего особого присутствия. Именно поэтому Валаамская икона находится в числе наиболее почитаемых, хоть и местночтимых.

Обретение чудотворной иконы здесь свидетельствует об еще одном уникальном значении – не только для острова, но и для всей страны: оно показывает, что Богородица предстательствует перед Творцом за всю землю русскую. Об этом даже говорится в документальных записях о видениях, которые посещали валаамских старцев, времен Первой мировой.

Одно из них повествует, что Пресвятая Богородица, именно в таком виде, как Она явлена на иконе, слезно молила Господа спасти страну от супостата и даровать народу земли русской победу.

Монахи Смоленского скита, где обретался в ту пору сей образ, молились перед ним о воинах, погибших в I Мировой, а затем – в Гражданской, а еще позже – за пострадавших за веру в годину репрессий, в десятилетия тотальной потери духовности, о возвращении которой следует молиться перед этой иконой и нынче – для счастья будущих поколений.

День празднования

Ровно 20 лет назад, в 1997-м, по просьбе игумена Панкратия о прославлении местночтимой иконы, а также в честь ее столетнего чудесного явления тогдашний Патриарх Алексий II установил дату ее празднования.

Несколько лет оно отмечалось в первый воскресный день, следующий за 11 июля по новому стилю, когда почитается память преподобных Германа и Сергия, а также св. Апостолов Петра и Павла, чей день памяти приходится на 12 июля. А с 2004 года датой празднования установлено 14 июля – икона, согласно преданию, была обретена в этот день.

А вот Финляндская Православная Церковь совершает празднование 20 августа.

О чем молятся?

Из истории явления и дальнейшей «биографии» Валаамской иконы известно, что первые чудотворения были связаны с исцелением больных, часто считающихся безнадежными. Поэтому вполне логично, что к ней обращаются с молитвой избавить от недугов, даровать здоровье.

Милостей Богородицы, явленных по искренним молитвам, не счесть. В монастыре хранятся книги, в которых описаны такие случаи, и записи эти удостоверили своими подписями сами страждущие, свидетели и очевидцы.

Святые иконы вообще и Богородичные в частности не ограничиваются какой-то «узкой специализацией» – вот перед этой надо просить о том-то, а перед этой – о том-то. Здоровье, конечно, и исцеление от хворей – самая основная проблема, но не единственная.

Так и к Валаамской иконе можно обращаться, помня, что Божья Матерь – наша ходатаица, молитвенница и заступница перед Отцом Небесным, и просить, чтобы в семьях воцарялись мир и согласие, чтобы помогла вразумить детей и наставить их на праведный и истинный путь. Обращаются к Ней с молитвой и женщины, ожидающие ребенка, о благополучном разрешении от бремени.

Известно, что многие физические недуги нередко происходят от недугов душевных. Душа, мучимая страстями, унынием и скорбями, не может «обеспечить» здоровья телу. А страсти возникают, если в этой самой мятущейся душе недостает веры и твердости в ней, любви, терпения и смирения. Стоит обратиться к Богородице именно с мольбой избавить от скорбей и страстей, даровать смирение.

Почитается эта икона как покровительница воинов, мученически пострадавших за веру, и как защитница веры православной на наших землях.

Икона и ее чтимые списки: места нахождения

Как уже упоминалось, оригинал Валаамской иконы Божьей Матери сберегается в монастыре Новый Валаам, на территории Финляндии. Ее можно увидеть в Преображенском соборе, за клиросом с левой стороны.

В родной обители, на Валааме, представлен список иконы, воспроизведенный в 1900 году местными монахами и являющийся одной из основных монастырских святынь. Этому списку был предначертан длинный путь сюда. Долгие годы чтимая копия была «прописана» в монастырской часовне Васильевского острова в С.-Петербурге, затем перемещена в храм на Смоленском кладбище, где от нее произошло много исцелений.

В начале 1990-х икона сначала переместилась на монастырское подворье в Санкт-Петербурге; ко дню, посвященному памяти прпп. Сергия и Германа Валаамских, ее переправили в обитель, а затем снова возвратили подворью. И, наконец, в 1996 году Алексий II дал высокое патриаршее благословение перенести образ Богородицы в Ее родной монастырь, что и произошло 10 июля.

На Московском подворье Валаамского монастыря (в церкви Преподобных Сергия и Германа) помещен список, подаренный обители финским православным обществом «Валаам».

Казанский храм монастырского подворья в С.-Петербурге владеет еще одной копией чудотворной иконы. Она расположена между Никольским приделом (правым) и главным престолом. Этот список иконы дополнен изображениями прпп. Германа и Сергия.

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Рекомендуем посмотреть видео — «Икона Божией Матери «Валаамская» — история, акафист»:

О СПАСИТЕЛЬНОЙ МИССИИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (пояснения к 3-му члену Символа веры) О КОМ ГОВОРИТСЯ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ «СОШЁЛ С НЕБЕС»? «Сошел с Небес» – так сказано в Символе веры о Сыне Божием. КАК БОГ МОГ СОЙТИ С НЕБЕС, ЕСЛИ ОН ВЕЗДЕСУЩ? Сказано: «Бог сошел с Небес», – хотя Он как Бог Вездесущ. Справедливо, что Он Вездесущ, и потому Он всегда на Небе и всегда на земле; но на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; в этом смысле сказано, что Он сошел с Небес. Об этом в Священном Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа: «никтоже взыде на Небо, токмо (только) сшедый с Небесе Сын Человеческий Сый (Сущий) на Небеси» (Ин.3, 13). ДЛЯ ЧЕГО СЫН БОЖИЙ СОШЁЛ С НЕБЕС? Сын Божий сошел с Небес «нас ради человек и нашего ради спасения», как сказано в Символе веры. КОГО ПРИШЁЛ СПАСТИ СЫН БОЖИЙ? Сказано, что Сын Божий сошел с Неба нас ради человек, в том смысле, что Он пришел на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для (спасения) всех нас, людей, вообще. ОТ ЧЕГО ПРИШЁЛ СПАСТИ ЛЮДЕЙ СЫН БОЖИЙ? Спасти человеков пришел на землю Сын Божий от греха, проклятия и смерти. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ? Грех – это преступление закона. «Грех есть беззаконие» (1Ин.3, 4). ОТКУДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ? Грех вошел в людей (хотя они сотворены по образу Божию, а Бог грешить не может) – от диавола. «Творяй грех от диавола есть яко исперва диавол согрешает» (1Ин.3, 8). КОГДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ? Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию. КАКУЮ ЗАПОВЕДЬ НАРУШИЛ АДАМ? Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет. ПОЧЕМУ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БЫЛО СМЕРТОНОСНЫМ НАРУШЕНИЕ ЗАПОВЕДИ? Для человека стало смертоносным вкушение плода от древа познания добра и зла потому, что оно соединено было с непослушанием воле Божией. Таким образом, непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в Боге. ПОЧЕМУ РАЙСКОЕ ДЕРЕВО НАЗЫВАЛОСЬ «ДРЕВОМ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА»? Наименование древа познания добра и зла соответствует своему существу, потому что человек через это древо познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло – в противлении ей. ПОЧЕМУ ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ БОЖИЕЙ? Адам и Ева послушались диавола вопреки воле Божией. Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно, расположенную любить Бога, но притом свободную, а человек употребил во зло эту свободу. КАК ДИАВОЛ ПРЕЛЬСТИЛ АДАМА И ЕВУ? Диавол прельстил Адама и Еву следующим образом. Ева увидела в раю змия, который уверял ее, что если люди вкусят (отведают) плодов древа познания добра и зла, то будут знать добро и зло и будут, как боги. Ева прельстилась этим обещанием и красотой плодов и вкусила; Адам вкусил по ее примеру. ЧТО ПРОИЗОШЛО ОТ ГРЕХА АДАМА? От греха Адама произошли проклятие и смерть. ЧТО ТАКОЕ ПРОКЛЯТИЕ? Проклятие – это осуждение греха Праведным Судом Божиим и от греха происшедшее на земле зло в наказание людям. Бог сказал Адаму: «Проклята земля в делех твоих» (Быт.3, 17). КАКОГО РОДА СМЕРТЬ ПРОИЗОШЛА ОТ ГРЕХА АДАМА? От греха Адама произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью. КАК УМИРАЕТ ДУША? Душа может умереть, но не так, как тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается, а душа, когда умирает через грех, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания. ПОЧЕМУ НЕ ОДНИ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ УМЕРЛИ, НО И ВСЕ ЛЮДИ УМИРАЮТ? Не одни первые люди умерли, но все умирают, потому что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, происходит зараженное грехом и потому смертное потомство. КАК ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ? Священное Писание говорит об этом так: «единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша» (Рим.5, 12). БЫЛИ ЛИ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕКУ ПЛОДЫ ДЕРЕВА ЖИЗНИ? Плоды древа жизни не были полезны человеку после греха: он не мог вкушать их, ибо был изгнан из рая. ОСТАВАЛАСЬ ЛИ У ЛЮДЕЙ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ? Когда первые люди исповедали перед Богом грех свой, то Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение. В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА? Эта надежда состояла в том, что Бог обещал, что Семя Жены сотрет (поразит, сокрушит) главу змия (Быт.3, 15). ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ОБЕЩАНИЕ? Это значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАЗВАН «СЕМЕНЕМ ЖЕНЫ»? Господь Иисус Христос назван Семенем Жены, потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии. КАКАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ЭТОМ ОБЕЩАНИИ? Польза от этого обещания была такова, что люди могли спасительно веровать в Грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в Пришедшего. ВСЕ ЛИ ЛЮДИ В ДРЕВНОСТИ ВЕРИЛИ В ГРЯДУЩЕГО СПАСИТЕЛЯ? Немногие люди в древние времена веровали в Грядущего Спасителя, большая же часть их забыла обещание Божие о Спасителе. ПОВТОРЯЛ ЛИ БОГ ЛЮДЯМ СВОЁ ОБЕЩАНИЕ? Бог неоднократно повторял это обещание. Например, Аврааму Он дал обещание о Спасителе в следующих словах: «благословятся о семени твоем вси языцы (народы) земнии» (Быт.22, 18). То же обещание повторил Он после пророку Давиду следующими словами: «возставлю семя твое по тебе… и управлю (упрочу, утвержу) престол Его до века» (2Цар.7, 12–13). Святитель Филарет Московский* * Цитируется по книге: Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Святитель Филарет, митр. Московский и Коломенский. – М.: Сиб. Благозвонница, 158 с. Обложка. Цена 134 р. Православная книга почтой http://pravmolitva.ru