Варлаамо хутынский монастырь

Варлаамо-Хутынский монастырь

Варлаамо-Хутынский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Варлаамо-Хутынский монастырь

Варлаамо-Хутынский женский монастырь находится в Новгородской области, близ деревни Хутынь, что примерно в 7 км от Великого Новгорода. Туристы и паломники круглый год едут сюда толпами. Одних привлекает многовековая история обители, другие просят помощи у преподобного Варлаама Хутынского. Но обо всем подробнее. Согласно летописным источникам, Варлаамо-Хутынский монастырь был заложен в 1192 г. уже упомянутым монахом Варлаамом. Усилиями аскета на этом месте был воздвигнут каменный храм во имя Преображения Господня, который просуществовал до начала 16 века. На его месте был построен Спасо-Преображенский собор. Величественный храм украшает женский монастырь и по сей день.

Главная святыня монастыря — мощи преподобного Варлаама Хутынского. Но мало кто уезжает отсюда, не побывав на могиле известного поэта и государственного деятеля 18 века Гавриила Державина.

Изначально это была мужская обитель, но в 1920 г. жизнь в Варлаамо-Хутынском монастыре внезапно остановилась. Собор и монастырские помещения закрыли, а ее настоятелей и служителей предали жестоким гонениям. Чтобы храм и корпуса обители не пустовали, здесь сначала размещалось училище для военных, а затем и вовсе психиатрическая больница. В годы войны Варлаамо-Хутынский монастырь неоднократно становился мишенью в бомбежках и победу над фашистами встретил в полуразрушенном состоянии. Но даже в мирное время здесь мало что изменилось. Многие десятилетия обитель простояла в запустении, без ремонта и реконструкции.

Варлаамо-Хутынский монастырь с высоты птичьего полета

Лишь в 1994 г. в обители стала зарождаться монашеская жизнь. Причем служение стали нести не монахи, а монахини. Во многом благодаря их стараниям сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь встречает верующих в обновленном и достойном виде. Как уже было сказано выше, главная святыня обители — мощи преподобного Варлаама Хутынского. Но мало кто уезжает отсюда, не побывав на могиле известного поэта и государственного деятеля 18 века Гавриила Державина. Он покоится недалеко от главного собора вместе с супругой — Дарьей Дьяковой.

Время работы Варлаамо-Хутынского монастыря: ежедневно с 9:00 до 20:00. Богослужения в будние дни совершаются в 7:30 и в 18:00, в воскресенье и в праздничные дни — в 9:00 и в 18:00. При монастыре работает паломнический центр, который занимается организацией трансфера и размещения туристов. Связаться с паломническим центром можно по следующим телефонам: +7 (81-62) 74-96-02, +7 (921) 20-15-641.

Описание

Точное месторасположение этой святой обители – северная окраина небольшой новгородской деревеньки, по названию которого и назван сам храм. Монастырь Варлаамо-Хутынский возвышается на красивом берегу Волхова. Эта река так величава и неспешна, что местами больше похожа на стоячий обширный пруд…

Варлаамо-Хутынский монастырь, знакомый паломникам со всей России, находится всего в нескольких километрах от Новгородского кремля. Еще издалека видны его серебряные купола, а подъехав поближе, можно увидеть и сам белоснежный собор, стоящий на крутом берегу реки Волхов.

Исторически монастырь являлся мужским, но сегодня его приходится возрождать женщинам. В 1994-м году сюда из Пюхтицкой обители перешли четыре послушницы с матушкой Алексией. В настоящее время здесь живет и трудится, ежедневно молясь, около сорока насельниц.

Сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь считается одним из самых посещаемых мест для паломничества на северо-западе нашей страны. Каждое воскресенье сюда приезжает несколько автобусов из столицы и Петербурга, Белгорода и Воронежа, из многих других городов не только России, но и Украины. Паломников в монастыре привлекают не только мощи преподобного, но и горка, которую нанес этот святой, используя только свою скуфейку. Интересно, но землю с нее брать не разрешается. Здесь рассказывают, что к одной из женщин, забравшей горстку земли, во сне пришел разгневанный Варлаам и повелел отнести взятое обратно. До нас дошел и колодец, который вырыл преподобный. Считается, что вода в нем не только очень вкусная, но и целебная. Многие приезжают за этой водой, особенно когда наступает сезон зимних заготовок.

История

Варлаамо-Хутынский монастырь, отзывы о паломничестве в который полны теплых воспоминаний, пережил на протяжении своей многовековой истории существования и взлеты, и падения. Более того, он славится чудесами, которые происходили при мощах его основателя – Варлаама преподобного. Первое упоминание о монастыре относится к 1192 году.

Его основатель подвизался в деревеньке Хутынь достаточно давно, задолго до того, как здесь появился монастырь Варлаамо-Хутынский. Место это в те времена было довольно мрачным. Удаленное от Новгорода на несколько верст, оно имело дурную славу. Берега реки Волхов, обильно поросшие лесом, внушали местным жителям суеверный страх. Поговаривали, что в этих местах властвует нечистая сила и есть много змей. Видимо, поэтому и название свое этот новгородский пригород имел соответствующее — Хутынь, подразумевающее «худое место». Однако преподобный Варлаам, не испугавшись дурной молвы, все-таки решил поселиться именно здесь. В этом мрачном и глухом лесу ему пришло знамение – яркий луч света, исходивший из самой глубины непроходимой чащи. И именно это вселило в него надежду. Согласно легенде преподобный запретил змеям приближаться к обители ближе чем на двенадцать верст. Поэтому до сих пор ни одна рептилия здесь больше не появилась. В память об этом самую первую церквушку монастыря освятили в честь Преображения Господня.

Впечатления паломников

Настоятельницей является матушка Алексия. Именно ею был благословлен сбор пожертвований от прихожан на строительство часовни на горке, которую возвел собственноручно преподобный, основавший Варлаамо-Хутынский монастырь.

Отзывы о посещении этого святого храма полны тепла и любви. Многие отмечают отличный хор прихожан, который поет в пюхтицких традициях. Полюбился паломникам и отец Макарий. Варлаамо-Хутынский монастырь гордится своим духовником. И хотя батюшка еще очень молод, он, судя по отзывам, имеет дар любить и утешать. Сколько бы сюда ни приезжало паломников, у него для каждого найдется доброе слово и улыбка, каждого он, как рассказывают посетители монастыря, благословит, а на горочке помажет маслицем после молебна каждого, кто пришел в Варлаамо-Хутынский монастырь. Макарий настолько полюбился паломникам, что они его в шутку зовут гидромонахом. Дело в том, что каждому из них он может уготовить ведро воды из знаменитого местного колодца, причем независимо от погоды или времени года.

На территории монастыря, на небольшом холме, находится часовня св. Варлаама. Ходят легенды, что, если походить по горке босыми ногами, пройдут все хвори. Многие рассказывают, что им не хотелось оттуда уходить, поскольку там какая-то волшебная и просто нереальная атмосфера, которую словами не передать.

Варлаамо-Хутынский монастырь находится в таком живописном месте, где все вокруг кажется просто сказочным. Даже воздух здесь особенный. А служительницы, судя по отзывам, встречают каждого гостя с таким радушием и гостеприимством, что человек ощущает себя как дома.

Монастырь требует самоотверженности

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Новгородской епархии был основан в середине XII века. Его основатель – преподобный Варлаам Хутынский (†1192 г.) – почитается, наряду с преподобным Антонием Римлянином, отцом иночествующих в пределах Новгородских. Обитель, славная именами многих подвижников, в XХ веке была закрыта и разрушена. Молитвами преподобного игумена Варлаама, мощи которого пребывали в монастыре даже в годы запустения, за последние двадцать два года обитель восстала из руин.

Монастырь возобновлен как женский решением Священного Синода от 20 апреля 1994 г. Его начальницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).

Сейчас в монастыре несут послушания пятьдесят пять сестер. Более половины из них живут в обители пятнадцать-двадцать лет, с первых лет восстановления. Многие сестры, как прежде, так и теперь, становятся послушницами, потрудившись вначале в числе монастырских паломников.

В обитель, по благословению Матушки, принимают всех, истинно желающих спасения. Матушка свято чтит завет прп. Варлаама, заповедавшего принимать странников и соблюдать любовь друг ко другу. Поэтому возможность «испытания» себя в монастырской жизни получают все, но не все в этой необычной жизни находят себе место.

Нередко у желавших поступить в обитель не оправдываются надежды на «тихую пристань», «упокоенную старость». Ведь возрождающийся монастырь неизбежно нуждается в сестрах, готовых и способных к физическому труду, без саможаления. И дело даже не в «хорошей физической форме», а именно в самоотверженности, жертвенности. И телесно слабый, но горящий любовью, заботой, усердием, конечно, будет рад жизни в обители, несмотря на многочисленные трудности.

Распорядок дня сестер таков.

6.30 Утренние молитвы, полунощница (по желанию сестры могут совершать утреннее правило келейно).

7.20 Часы. Божественная Литургия. Во время полевых работ не все сестры имеют возможность молиться на Литургии.

8.00 Завтрак для тех, кто несет послушание на огородно-полевых работах, на скотном дворе. После завтрака – послушания. Конечно, в дни двунадесятых праздников и празднования почитаемых икон Божией Матери, несмотря на «горячую пору», все сестры молятся на Литургии. Когда заканчиваются уборочные работы, все насельницы присутствуют на Литургии ежедневно (в период с ноября до Пасхи).

14.00 Обед. Далее продолжение послушаний.

18.00 Вечерняя служба (в зависимости от дня, совершается священником обители или вычитывается чередными чтецами). Участвуют в ней не все сестры – большинство продолжает трудиться.

20.00 (летом) / 19.00 (зимой) Ужин. Свободное время.

Послушания в монастыре благословляются Матушкой, в зависимости от способностей каждой сестры. Такие послушания, как певчая, швея можно назвать «пожизненными» – их несут насельницы, имеющие определенные дарования. Но это не означает, что швея только шьет, а певчая только поет. Все сестры, исключая самых пожилых, участвуют в общих работах. Весной, летом и осенью это полевые работы, зимой – уборка снега; также чистка рыбы, грибов и т. п.

Традиционные монастырские послушания: в храме, на кухне, на скотном дворе насельницы несут в течение продолжительного времени. Такие послушания требуют особой ответственности от старшей сестры, которую назначает Матушка. Старшей сестре нужно хорошо, досконально знать тонкости порученного ей дела. Для этого, конечно же, необходимы время и опыт.

В зимнее время способные к различным рукоделиям сестры занимаются поделками: шьют мешочки для просфор, лепят из глины, расписывают игрушки. Все изделия поступают в монастырскую церковную лавку.

Монастырь принимает множество паломников, для которых всегда открыта платная гостиница и общая паломническая келья. Сестры круглый год несут там послушание.

Еще одно послушание сестер – в монастырской канцелярии. Это обширная переписка – ответы на поданные в монастырь поминовения.

В обители действует своя пекарня – это отдельное послушание.

Все многоразличные труды, которые несут сестры, подчинены главной цели – через служение ближним работать над собой: ведь неизбежно сталкиваешься со своим «я», «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Стараясь очищать сердце от страстей, насельницы святой обители учатся всегда быть пред Богом, с Богом, стремятся к самосовершенствованию, чтобы достичь Царствия Небесного.

Осознать цель монашеского подвига нуждающейся сестре всегда поможет Матушка – игумения Алексия. К ее совету и помощи обращаются не только монахини и послушницы, но и многие прихожане Варлаамо-Хутынской обители. Отношения между Матушкой и сестрами не «регламентируются» часами приема и заданными темами. Со своим сомнением или вопросом сестра может обратиться к Матушке просто, например, встретив ее идущей из храма.

Все сестры, поступившие в монастырь, становясь послушницами, начинают исполнять келейное правило, назначенное игуменией, оставив те правила, что были в миру. Для послушниц это утренние, вечерние молитвы, глава Евангелия, глава Апостола, кафизма. Для монахинь добавляются три канона, акафисты Спасителю и Божией Матери, пятисотница. По усердию и желанию все сестры читают акафист прп. Варлааму Хутынскому.

Обитель прп. Варлаама Хутынского любима новгородцами и многочисленными паломниками из других городов, поэтому сестрам неизбежно, по послушанию, доводится общаться с мирянами. Сестры проводят экскурсии, принимают паломников в трапезной. В монастырь нередко приезжают гости светских властей Великого Новгорода, участники различных семинаров и конференций. Особым почитанием у представителей управления юстиции пользуется могила погребенного в монастыре Г.Р. Державина, поэта и первого министра юстиции России. Для помощи сестрам в организации приема «высоких гостей» Матушка привлекает помощников-мирян, много лет окормляющихся в обители. На средства благотворителей ведутся ремонтно-восстановительные работы. На монастырском подворье в деревне Быково Валдайского района на ферме с сестрами трудятся рабочие-миряне. Предоставляя местным жителям работу, монастырь помогает этим людям, не давая им пропасть в сложной жизненной ситуации. Духовную и материальную помощь обитель оказывает многим семьям прихожан. Уже несколько лет в Варлаамо-Хутынском монастыре существует традиция: совместные трапезы с прихожанами на Пасху, на Рождество Христово, на Преображение, в дни памяти святого основателя обители.

Монастырь преподобного Варлаама Хутынского стал родным домом не только для сестер, ищущих спасения в иноческом чине, но и для большой дружной общины верующих, составляющих сплоченную православную духовную семью.

Фото и описание

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь расположен в 10 км севернее Новгорода. Жизнь монастыря тесно связана с именем его основателя Варлаама Хутынского, одного из самых почитаемых святых на севере России. Монастырь появился в XII в. на «худом месте», находившемся во власти злых сил. Силой молитвы Варлааму удалось изгнать злых духов и воздвигнуть храм — церковь Спаса Преображения. К сожалению, этот храм не сохранился.

В 1515 году на месте старого Спасского храма был построен новый Спасо-Преображенский собор с пятью куполами. Особенно примечательна западная паперть собора с крыльцом, декорированная изразцами. В соборе захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своем доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в свое последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Кремле. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Рядом с Преображенским собором в 1552г. построена трапезная церковь Варлаама, представляющая собой бесстолпную постройку, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата являющаяся трапезной. Церковь и трапезная имеют два этажа.

После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов.

С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Сейчас Хутынский монастырь является местом паломничества новгородцев и жителей окрестных деревень. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский.

За окном лежит пушистый снег. Стайка воробьев устроила совещание на яблоневой ветке по поводу празднования Нового года. Мысли вертятся вокруг выбора подарков друзьям и родственникам. В вечернем городе суматоха. Все ждут чудес. Тех, от которых бы дух захватывало, хотелось становиться лучше. Тех самых, к которым с благоговением относились наши предки.

Новгородская история знает чудес немало. Многие их них связаны с именами святых. Вам их расскажет любая бабушка. А под Новый год, к тому же, когда невольно подводишь итоги уходящего года, хочется задуматься о вечном. Решено. Едем в Хутынский монастырь. Наслаждаться красотой спокойствия и слушать рассказы о чудесах преподобного.

Мы знаем о Ху́тынском монастыре и его основателе из жития преподобного Варлаама, одного из первых и наиболее почитаемых северных русских святых.

Варлаам не был ни первым святым в Новгороде, ни первым новгородским святым, но его посмертное почитание было так же велико в Новгороде, как и Сергия Радонежского в Москве.

Сын богатых новгородцев Михаила и Анны, названный при крещении Алексеем, рано приобщился к книгам и слову Божию и вопреки увещеваниям родителей с юных лет отличался строгим воздержанием, постом, всевозможными лишениями, а после их смерти принял пострижение и получил монашеское имя Варлаам, поселившись в Лисицком монастыре. Однако жизнь в большой обители не удовлетворяла сурового подвижника, который искал настоящего уединения. Верстах в трех ниже по течению Волхова была живописная, но пользовавшаяся дурной славой местность Хутынь (иначе Худынь – то слова худой). Там, по народному верованию, с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила и тревожила попадавших сюда людей. Привлеченный красотой местоположения, Варлаам поселился там, поставив сначала крест и небольшую келью. Но однажды поблизости от нее Варлаам в чаще леса был поражен лучом света, озарившим местность, и в память этого святого знамения поставил на том месте церковь во имя Преображения Господня.

С построением и освящением церкви возник Хутынский монастырь, и Варлаам был поставлен игуменом над начавшей собираться сюда братией. В числе приходивших в обитель Варлаама людей были и простолюдины, и знатные вельможи не только из Новгорода и его окрестностей, но и других отдаленных мест. Варлаам не забывал дать каждому отдельные отеческие наставления.

Живя в пустыни, управляя братией и ведя строгую подвижническую жизнь, Варлаам в то же время часто бывал в городе у владыки Антония. Путь на владычный двор (рядом с Софийским собором) лежал через волховский мост, служивший в то время местом казни преступников, которых бросали в воду. Проходя однажды по мосту, он увидел приготовления к подобной казни и остановил палача, испросив согласие взять осужденного в монастырь. Через некоторое время Варлаам опять оказался свидетелем новой готовящейся расправы над преступником, родители которого бросились к ногам преподобного, умоляя вступиться за их сына, но, к общему удивлению, Варлаам быстро прошел мимо, как бы не замечая окружающего. Казнь совершилась, а когда кто-то из братии, бывший очевидцем происходящего, попросил объяснить этот поступок, Варлаам сказал: «Первый преступник был осужден справедливо, но в сердце его пробудилось чувство раскаяния, и я предвидел, что он может добродетельной жизнью загладить прежние грехи, второй же человек был невиновен, но, чтобы со временем злоба не переменила его разума и лесть не прельстила души его, промысел Божий благоволил потерпеть ему страдальческую смерть и мученическим путем войти в царство небесное: вот почему я не мог за него ходатайствовать».

В другой раз, прощаясь с новгородским архиепископом, преп. Варлаам изумил его своим обещанием приехать в следующий раз, в пятницу, на первой неделе Петрова поста (т.е. в июне) на санях. Но пророчество осуществилось самым неожиданным образом: в ночь на означенную пятницу выпало столько снегу, что действительно преподобный приехал по санному пути в город. Он застал владыку в глубокой скорби о погибших хлебах, которые в это время уже начинали цвести. Старец Варлаам успокоил его, объяснив, что без этого мороза настал бы голод, ибо все хлебные корни были поражены червем, который теперь погиб от холода. На следующий день наступила жара, снег растаял и напоил землю, как изобильный и благотворный дождь, а урожай в тот год действительно был богатым. В память этого события владыка установил на все времена совершать в первую пятницу Петрова поста торжественный крестный ход из Софийского собора в обитель. До XVII века было даже два крестных хода: накануне сухопутьем и в сам праздник водой. Водный крестный ход был особенно торжественным. На рассвете процессия с иконами, хоругвями, множество духовенства, с новгородским владыкой во главе, проходила через владычные врата на берег, помещалась на паромы и отплывала. По пути непрерывно пели молебны, читали Евангелие, житие преп. Варлаама. На берегу у монастыря крестный ход встречала братия с настоятелем, присоединялась к процессии и все проходили в главный храм, где совершалась литургия. По окончании службы бояре, воевода, духовные отцы имели в монастыре строгий монашеский стол, за которым обносилась чаша о государевом здравии и раздавался Богородичный хлеб.

Многие новгородцы, бывшие в залах иконописи Новгородского музея, видели большую замечательную икону «Видение пономаря Тарасия», на которой изображено еще одно чудо, случившееся в Хутынской обители в 1505г. По преданию, созданию иконы предшествовали следующие события. В 1505 году в Варлаамо-Хутынском монастыре пономарь Тарасий, пришедший в храм зажечь светильники к заутрени, увидел чудесное видение. Храм был освещен. Из надгробия своего вышел преподобный и молился перед местными иконами Спасителя и Божьей матери и спасении Новгорода. Затем он обратился к Тарасию и сообщил ему, что Господу угодно погубить Новгород за великие грехи его. Трижды посылал он затем Тарасия на церковный кров, чтобы видеть, какие казни уготованы городу. В первый раз Тарасий увидел, что воды Ильменя высоко поднялись над городом. Во второй раз – множество ангелов, стреляющих в народ огненными стрелами, и, наконец, в третий раз – огненную тучу, стоявшую над городом. Преподобный объяснил, что по его молитве Господь отвратил два первых бедствия – потопление и мор, но что торговая сторона Новгорода сгорит, причем погибнет множество народа. После того он лег опять в свою гробницу, и свечи в храме угасли. Тарасий тотчас же рассказал свое видение, и в свое время оно и исполнилось страшным пожаром Торговой стороны Новгорода 20 августа 1508 года со многими человеческими жертвами.

Чудеса, связанные с именем Варлаама Хутынского, не оборвались с его кончиной. В середине 15 века новгородский архиепископ Евфимий Второй освидетельствовал святые мощи Варлаама Хутынского. Гроб старца был открыт и мощи преподобного в нем были найдены нетленными.

Вскоре после того Хутынский монастырь посетил великий князь Иоанн Васильевич Третий. Войдя в собор Преображения, князь пожелал увидеть нетленные мощи святого Варлаама, но увидеть мощи князю не удалось. Когда крышку саркофага приподняли, из гроба полыхнуло пламя, настолько сильное, что, как свидетельствовали очевидцы, от него едва не загорелась деревянная храмовая дверь. Князь Иоанн в испуге бросил возле саркофага жезл и выбежал из церкви. Как впоследствии это событие описали летописцы, князь «чудесно пораженный удалился».

Иоанн Васильевич Третий положил отсчет богатым вкладам и пожертвованиям Хутынскому монастырю от российских князей и царей. Собственные вклады в новгородскую обитель делали Дмитрий Пожарский, Василий Шуйский и многие другие исторические личности России, вплоть до Петра Великого.

В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород. В связи с этим православная обитель от шведского нашествия почти не пострадала. Тем не менее, шведы увезли с собой более 139 фунтов серебра с гроба Варлаама-чудотворца и жемчуга на 58 рублей.

В 1764 году обитель в Хутыни получила первый монастырский класс. В 1816 году в Богословском приделе собора Преображения Господня был, согласно завещанию, захоронен поэт Гаврила Державин.

После революции, в двадцатых годах минувшего столетия, монастырь разграбили. Тем не менее, он не прекратил своей работы. В девяностые годы 20 века началась активная реставрация ансамбля Хутынского монастыря. К настоящему моменту он известен не только как один из наиболее значительных, но и как один из самых красивых памятников древнерусской архитектуры в России. Паломники едут к святыням монастыря не только из Великого Новгорода и области, но и со всей России.

Обитель всех принимает с теплом и радостью. А если повезет, то и чудо увидите…

Марина Пуксант