Великая благочестия тайна бог явился во плоти

Вальдемар ЦОРН, главный редактор журнала «Вера и жизнь»



«Это пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся в славе» (1 Тим. 3:14–16).

Говоря о жизни в доме Божьем, апостол Павел указывает на четыре великие функции Церкви.

Церковь – дом Бога

(по-гречески – ойкос).

В древности под словом «дом» в первую очередь понимали семью. Это в наше время все поколения живут в разных квартирах, даже городах или, что еще хуже, странах. А в те времена, когда (как пишет Иоанн о царедворце) «уверовал сам и весь дом его», в доме могло быть несколько десятков или даже сотен людей. Это и дедушка с бабушкой, и отец с матерью, и дети с воспитателями, это и рабы с их семьями. Дом по тем временам был целым маленьким миром, в котором все было взаимосвязано.

Церковь – собрание избранных

(по-гречески – экклесия).

Экклесия означает группу людей, которые были вызваны. В Афинах, например, экклесией назывался высший орган управления – народное собрание всех граждан города. Приглашены были все свободные, то есть не рабы. Но далеко не все приходили и принимали решения: некоторые были в отъезде, других не интересовала политика, или они считали свои личные дела более важными, чем интересы города, в котором они жили. Собравшиеся и были этой экклесией. Церковь – это люди, вызванные и собранные Самим Богом во имя интересов Его Царства, а не во имя каких-то экономических, политических или социальных интересов.

Церковь – столп истины

(по-гречески – стулос).

В Ефесе, где в то время, когда Павел писал послание, жил Тимофей, слово «столп» имело особое значение. Помните клич, который несколько часов кряду скандировала возбужденная толпа: «Велика Артемида ефесская» (Деян. 19:28)? Павел, упоминая о столпе, знает, что читающему послание в Ефесе Тимофею понятно, что апостол имел в виду. Речь идет о колоннах храма Артемиды, а их было сто двадцать семь, и каждая из них – дар какого-нибудь царя. Все они были из мрамора, а некоторые усыпаны драгоценными камнями и покрыты золотом. Ефесяне хорошо знали, какая это прекрасная вещь – колонна и какую она выполняла функцию.

Помните у Пушкина:

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

к нему не зарастет народная тропа,

вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа»?

Столп, возведенный во славу царю Александру, о котором пишет Пушкин, стоит на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Призвание Церкви заключается в прославлении и провозглашении Царя Иисуса Христа.

Церковь – утверждение истины

(по-гречески – хедрайома).

Иисус сказал апостолу Симону, что тот наречется Петром, что значит «скала», «камень». И на этом камне, в честь которого Петр получил свое имя, будет создана Церковь. Об Иисусе Христе в пророчествах сказано, что Он станет камнем краеугольным, который будет положен в основание нового мира, в основание самой Церкви.

Сам Иисус сказал о Себе: «Я путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Вне Иисуса Христа, вне Его Церкви нет ни истины, ни спасения, ни будущего, ни надежды. Церковь – утверждение, основа, фундамент всего здания нового мирового порядка, который наступит после того, как весь мир свернется, как свиток, сгорит, как солома, исчезнет, как пар. «И будет Бог все во всем».

Далее апостол Павел в шести пунктах приводит исповедание веры первых христианских общин, которое пелось в качестве гимна на их богослужениях.

Интересно послушать песню 2000-летней древности? Прочтите следующий текст вслух: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся в славе» (1 Тим. 3:16).

Бог явился во плоти…

Этот символ веры с самого начала христианства подчеркивает подлинную человечность и подлинную божественность Иисуса Христа. Как некто сказал: «Посмотрите на Иисуса – и вы увидите разум, сердце и деяния Божии в форме, в которой они доступны людям».

Однажды один из учеников Иисуса попросил Его показать им Отца. Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Как же ты говоришь: „Покажи нам Отца?” Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14:9–10). А апостол Павел пишет: «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

…оправдал Себя в Духе…

Слова эти могут иметь три значения:

1) что на протяжении всей Его земной жизни сила Духа Святого оберегала Иисуса Христа от греха;

2) что в Иисусе пребывала сила Духа Святого и совершенные Им великие деяния подтверждали Его посланничество и авторитет Его Слова;

3) что эти слова – ссылка на воскресение.

Как бы мы ни понимали эти слова, их смысл сводится к тому, что силою Духа Святого была подтверждена истинность проповедованного Иисусом Христом Евангелия благодати Божьей.

…показал Себя ангелам…

И эта фраза может иметь несколько значений:

1) в ночь Рождества Христова, как написано: «Вот иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10:9), хор ангелов явился пастухам вифлеемским. Иисус пришел в этот мир по решению Своей воли. По этой воле Он стал человеком, родившись от девы Марии. Свидетелями этого пришествия Иисуса в мир были в первую очередь ангелы Божьи, возвестившие миру об этом событии;

2) ангелы в пустыне служили Иисусу Христу после Его сорокадневного поста. В Гефсиманском саду, перед самым арестом и казнью, когда Иисус молился, произошло то же: «Явился же Ему ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:43–44).

…проповедан в народах…

У Иисуса Христа миллиарды последователей. И каждый тувинец, чукча, нанаец, киргиз, татарин, русский или украинец – свидетель реальности того, что Иисус проповедан в народах.

…принят верой в мире…

Это чрезвычайно просто изложенная сверхъестественная истина.

Что имели первые последователи Иисуса Христа? Не прошло еще и семидесяти лет, а весть об искуплении дошла до самого края земли, и люди разных народов признали в распятом в Иудее раввине из Назарета Иешуа Спасителя и Господа. С точки зрения человеческой логики, такое невозможно. Это сверхъестественно. В течение одного поколения весть о совершенном Им искуплении всего мира облетела всю известную в то время вселенную. И эта весть распространяется и сегодня среди народов мира. В этом году детский журнал «Тропинка» стал выходить на таджикском языке, а балкарцы впервые в истории получат книги Бытие и Исход на их родном языке.

…вознесся в славе

История земной жизни Иисуса Христа начинается на небесах и кончается на небесах.

Его жизнь проста, Его учение радикально, Его сила превосходна, Его любовь божественна, Его страдания неимоверны, Его смерть – искупительная жертва для всего человечества.

Он вознесся во славе и придет назад во славе, чтобы взять искупленных Им к Себе.

В своем увещании Тимофею: «Это пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого» – апостол Павел употребил греческое слово анастрефестай, означающее: поступать и говорить. Этим словом описывается весь характер человека, но в особенности его взаимоотношения с другими людьми. В самом слове заложено значение, что у каждого члена Церкви Христовой должен быть прекрасный характер и он должен быть в истинно дружеских отношениях с другими людьми. Церковь – это братство людей, каждый из которых находится в дружбе с Богом и друг с другом.

А как же поступать в доме Божьем? Мы как-то ожидаем сейчас в этом тексте наставлений, увещаний, а апостол просто, увещая Тимофея, говорит, что поступать в доме Божьем нужно, как в семье Самого Господа. Тут ему комментарии показались излишними.

А апостол Петр пишет: «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, переданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших через Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. Послушанием истине через Духа очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божьего, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господа пребывает вовек; а это то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:17–25).

1 Тим., 285 зач., IV, 9-15.

Первое послание святого апостола Павла к Тимофею. Глава 4, стихи с 9-15.

Понятие «мегаполис» пришло в современный язык из античности. В ту эпоху мегаполисом называли, как и сегодня, большой и развитый город с многочисленным населением. Классическим примером древнего мегаполиса являлся Эфес. Расположенный на берегу Эгейского моря со стороны малоазийского полуострова, этот город являлся настоящими торговыми и культурными воротами из Европы в Азию и наоборот. На улицах Эфеса встречались и общались между собой представители разных регионов Римской империи, а сам город как будто впитывал в себя всевозможные культурные и религиозные веяния – не всегда позитивные. К первому веку по Рождестве Христовом в Эфесе процветал зловещий культ языческой богини плодородия Артемиды. Храм Артемиды, который называли одним из семи чудес света Средиземноморья, представлял собой настоящий центр общественной и религиозной жизни города. Днем здесь проходили народные собрания и заключались торговые сделки, а ночью совершались кровавые богослужения в честь богини. Культ Артемиды казался непоколебимым, но все изменилось в 56 году, когда в Эфесе оказался апостол Павел, проповедь которого привлекла стольких жителей города, что знаменитый храм богини начал пустеть. Язычники, устроив бунт, изгнали Павла из Эфеса. Но христианская община, созданная апостолом, продолжила свое существование. Новый импульс она получила в начале 60-х годов первого века, когда в Эфес в качестве главы общины города прибыл ученик Павла – Тимофей. В 65 году апостол Павел направил Тимофею послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.

Сын мой Тимофей, 4.9 Слово сие верно и всякого принятия достойно. 4.10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. 4.11 Проповедуй сие и учи. 4.12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. 4.13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. 4.14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. 4.15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Тимофея, ученика апостола Павла, почитают в Православной Церкви также в качестве апостола. По причине того, что он подобно своему учителю всю жизнь посвятил проповеди Христа – наиболее ярко его служение проявилось именно Эфесе. Пребывание Тимофея в этом городе не было беззаботным. Культ Артемиды был силен и привлекателен – в особенности для тех христиан, которые в прошлом исповедовали язычество. Тимофею приходилось усердно заботиться о том, чтобы бывшие язычники не возвращались к прежнему образу жизни. Положение осложнялось двумя обстоятельствами. Первое заключалось в том, что Тимофей был полукровкой, ребенком от смешанного брака. Отцом его был эллин-язычник, а матерью – еврейка, принявшая христианство. В церковной общине Эфеса никто не считал это важным, но вне ее эллины и иудеи высказывали по отношению к Тимофею всяческое презрение. Вторым препятствием в служении ученика апостола Павла было то, что по меркам своей эпохи Тимофей был еще молодым человеком – на момент прибытия в Эфес ему исполнилось тридцать пять лет. Сегодня это возраст, по достижении которого мужчина считается зрелым, но в древности руководителем он мог стать только в сорок лет. Вот почему язычники позволяли себе утверждать, что христиан Эфеса управляет какой-то юнец. Апостол Павел в своем послании утешает Тимофея и напоминает ему, что определяющим является не телесный возраст, а зрелость духа. Апостол прямо свидетельствует, что его ученик в полной мере готов к служению Церкви. Действительно, Тимофей свидетельствовал о Христе окружающим не только словами – все его поступки служили эталоном воплощения в жизнь христианских принципов. Кроме того, Тимофей проводил немногие свободные часы не в праздности, а в чтении и более глубоком изучении основ учения Христа. Все это способствовало тому, что благодаря деятельности такого пастыря как Тимофей Церковь Эфеса возрастала и крепла, а культ Артемиды благополучно сходил на нет.

Ибо корень всех зол есть сребролюбие…» (1 Тимофею 6:10).

Корень всех зол – это деньги. И не просто деньги, а любовь к ним. Как только деньги становятся объектом поклонения или обожания, то они начинают приносить зло. Об этом следует знать мужьям и женам, чтобы избежать денежных проблем, которые могут разрушить брак.

Рассмотрим основные проблемы, которые могут возникнуть в любой семье из-за денег.

Первая проблема, которая может возникнуть в семье, это чрезмерное увлечение мужа зарабатыванием денег (своей работой). В результате этого муж забывает о жене, о семье. Жена постоянно одна дома, она все время ждет мужа, а когда говорит ему об этом, то он сердится и удивляется: «Ну что тебе еще нужно? Квартира, машина с водителем у тебя есть, холодильник, телевизор и видеомагнитофон есть, деньги есть». Он не понимает, что душевное общение и потребность в любви для женщины дороже любой шикарной машины или квартиры.

Вы можете стать успешными в бизнесе, успешными в политике, успешными где угодно, но если у вас будут проблемы в доме, вы потерпите поражение везде. И когда вы пойдете на пенсию, никто в семье вас уже не захочет видеть и слышать. И где вы тогда будете? В семье? А ведь эту семью вы к тому моменту уже растопчете, ее уже не будет.

Инициаторами второй финансовой проблемы в семье часто бывают женщины, которые хотят во всем быть лучшими. Лучше своих подруг и знакомых одеваться, иметь больше драгоценностей, отдыхать на более престижных курортах. «У соседки появился новый костюм, а у меня такого еще нет. Сослуживица купила роскошную шубу и мне такую хочется», – рассуждает такая жена. И начинает требовать у мужа деньги на покупки. А у мужа таких денег нет. Он не может их дать жене. И на этой почве начинаются ссоры. Муж раздражается, отношения в семье постепенно накаляются.

Конечно же, всем нужно модно и красиво одеваться. Но при этом все должно быть прекрасно и внутри человека, а не только снаружи. Внешность человека должна соответствовать его внутреннему содержанию. Но вам не следует тратить много денег на себя за счет семьи. Мы созданы Богом. Он дал нам деньги, чтобы они служили нам, а не для того, чтобы мы служили им. Помните об этом.

Третья проблема, которая может возникнуть в семье из-за денег, – это различие приоритетов, жизненных целей и интересов супругов.

Например, муж говорит, что нужно заработать деньги и купить машину, а жена считает, что деньги нужно тратить на ребенка. В этом случае муж и жена должны обсудить свои проблемы вместе.

К сожалению, одной из самых распространенных причин всех неприятностей в семьях является отсутствие общения. Супругам нужно находить время для общения, для совместного обсуждения всех вопросов и проблем, в том числе и финансовых. Мужу и жене следует вместе обсуждать семейные приоритеты и расставлять их по порядку.

В нашей семье, например, первый приоритет – это десятина Богу, второй – деньги на домашнее хозяйство и еду, третий приоритет – деньги, которые мы откладываем на будущее. Следующий приоритет – помощь людям. Кроме того, каждый из нас должен иметь какие-то карманные деньги на свои нужды. Все эти вопросы мы обсуждаем вместе с женой. Вы тоже должны все обсуждать вместе, чтобы затем знать, как распределять свои финансы.

Конечно, каждый человек должен иметь достойную жизнь по мере веры и по мере того, как он работает. У него может быть и хороший дом, и машина, и драгоценности, и дорогие вещи, но они не должны быть целью жизни. Помните, что ценнее всего – это жизнь и служение Богу. Всему этому учит нас Библия.

Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 614;

Русь-Фронт

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи. Воздевая чистые руки. Без гнева и сомнения. Чтобы также и жены.

Желаю, говорит, чтобы и женщины без гнева и размышления воздевали чистые руки, не оскверненные грабительством и корыстолюбием. Ибо когда жена принуждает своего мужа доставлять ей драгоценные камни и золотые украшения, а он похищает чужое, то и она, конечно, похищает.

В приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя.

От женщин апостол требует чего-то большего, именно: одевать себя прилично, а не изысканно; потому что последнее считается неблагопристойным. Украшением называет такое платье, которое со всех сторон одевает и прикрывает, а не безстыдно обнажает. Ибо он прибавляет: со стыдливостью и целомудрием.

Не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

Ведь ты идешь молиться, а не плясать. Зачем же ты выдумываешь плетение волос на голове, завив локоны, драгоценные камни одни привесив, другими окружив себя со всех сторон, а третьи приделав к обуви, – что это, как не крайний позор? И это не чрез слезы ли бедных, вдов и сирот? Ты лишаешь вдову бедной, простой одежды, чтобы попирать ногами жемчуг! Ужели не велико еще долготерпение Божие? Ты пошла с намерением просить отпущения грехов, а украшаешь себя так, как будто выходишь на сцену! Прекрасно, действительно, сокрушение сердечное и Бог, без сомнения, услышит тебя, обливающуюся слезами бедняков. Если же Павел запрещает то, что служит только признаком богатства, то еще более – то, что относится к излишней суетности, как, например, натирание щек, подкрашивание глаз, изнеженный голос, влажный взгляд и прочее.

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью.

Женщина должна соблюдать приличие не только во внешнем виде и одежде, но и в голосе. Она по его словам, не должна говорить даже и о духовном, но должна только учиться. Для нее будет лучше, если она будет хранить молчание.

А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

Апостол отнимает у женщины всякий повод к разговорам в церкви. Ибо после того, как он повелел им молчать, чтобы под благовидным предлогом учительства не разговаривали, – сказал: да не учат; потому что это давало бы им власть и первенство над мужем. Между тем жене повелевается быть в подчинении. К мужу твоему, сказано, влечение твое (Быт.3:16). Так ей прилично хранить молчание. Чрез молчание она лучше всего покажет свое подчинение. Знай, однако ж, что апостол не вообще запрещает учить женщинам, но только в церкви; а вне церкви это ей не запрещается. Так Прискилла оглашала здравым учением Аполлоса; так верной жене не запрещено оглашать неверного мужа.

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева.

Поскольку, говорит, в самом создании род мужеский удостоен первенства, а Ева создана второй, то должны после сего и все жены иметь второстепенные места после мужей и подчиняться им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужеский и женский.

И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление.

Почему говорит апостол, что Адам не прельстился? Потому, что и Писание не говорит этого, напротив, жена сказала: змей обольстил меня (Быт.3:13), а Адам не говорит: жена прельстила меня, но: она дала мне (Быт.3:12). Не одно и то же – быть обольщенным от зверя – раба и подчиненного. Поэтому последнее и есть собственно обольщение. Итак, в сравнении с женщиной апостол говорит об Адаме, что он не прельстился. Адам даже и не видел, что дерево хорошо для пищи (Быт.3:6), но жена увидела и прельстилась, а потом дала и мужу своему. Таким образом, она была увлечена страстью, а он подчинился жене. Итак, апостол говорит: учила однажды жена, и все ниспровергла; поэтому пусть не учит этот род: он легок, легко восприимчив, легко обольстим. Смотри, не сказал апостол: Ева обольщена, но: жена, разумея под этим именем женскую природу. Подобно тому как чрез Адама вся природа сделалась смертной, так и чрез Еву перешло на всех женщин легкомыслие; по причине этого легкомыслия и преступление имело место прежде в самой Еве.

Впрочем спасется через чадородие.

Кто? Ева? Нет, но женщина, то есть женский пол. Не унывайте, говорит, женщины: дал вам Бог средство спасения, – деторождение, то есть доброе воспитание рожденных; ибо не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение, иначе же это не деторождение, а деторастление. Итак, что же девы? Что же вдовы? Они совсем погибли? Нет, не то говорит апостол, что они не спасутся собственной добродетелью, а что воспитание детей способствует спасению жен. Жена добродетельная воспитает и детей в добродетели. Присущая ей добродетель чрез воспитание переходит и в детей. Следовательно, и девица добродетельная несомненно спасается. Мне кажется, что апостол, запретив выше женам учить в церкви, теперь в утешение дает им кого учить. Если, в самом деле, хочешь учить, – учи своих детей.

Если пребудет в вере. (Блж. Феофилакт читает: пребудут)

То есть дети, если они сохранят святую веру и догматы.

И любви.

То есть пребудут в правой жизни. Ибо недостаточно веры: начало и источник правой жизни – любовь.

И в святости с целомудрием.

Под святостью апостол разумеет чистоту тела. Но поскольку не все девы, то и прибавил: с целомудрием. Ибо целомудрие не отрицается у тех, которые живут в законном браке. Или просто целомудрием называет чистоту. А что, если порочная мать воспитает детей хорошо? Это хотя и невероятно, однако, если случится, она получит награду за них. А что, если хорошая мать худо воспитает детей? Если она не заботилась и потворствовала им, понесет участь Илия. Если же, несмотря на все заботы и страдания, не могла сделать их лучшими, что бывает редко, все-таки она получит награду за свои труды, так как и Сын Божий, несмотря на все дела и учение Свое, немного, однако, имел верующих.