Вера и сомнение

Многие из тех, кто только вступил на путь христианской жизни, бывают мучимы сомнениями. В Библии есть немало такого, что они не могут понять и объяснить, а сатана, пользуясь этим, старается поколебать их веру в Священное Писание. Такой человек спрашивает: “Как мне найти верный путь? Если Библия действительно есть Слово Божие, то как мне освободиться от моих сомнений и смущающих меня мыслей?”

Бог никогда не просил бы нас верить Ему, если бы не дал достаточно веских доказательств для утверждения нашей веры. Его существование, Его характер, истинность Его Слова основаны на свидетельствах, которые взывают к нашему разуму, и таких свидетельств достаточно. Однако Бог не исключил и возможности сомнения. Наша вера должна основываться на доказательствах, но таковыми вовсе не должны быть какие-то особые проявления. Ищущие сомнений всегда могут найти для них повод, но те, кто действительно желает знать истину, найдут достаточно доказательств, на которых можно основать свою веру.

Наш ограниченный ум не в состоянии полностью постичь характер или дела бесконечного Бога. Даже для самого проницательного и образованного человека это Святое Существо всегда останется непостижимой тайной. “Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, что можешь сделать? глубже преисподней, что можешь узнать?” (Иова 11,7 -8).

Апостол Павел восклицает: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Рим. 11, 33). Хотя сказано, что “облако и мрак окрест его, правда и суд — основание престола Его” (Псал. 96, 2), размышляя о Его заботе о нас и о побуждениях, которыми Он руководствуется, мы сможем увидеть неизреченную любовь и благодать, соединенные с Его безграничной силон. Мы можем понимать Его намерения лишь в той мере, в какой это понимание служит для нашего блага. Все остальное мы должны доверить в руки Всемогущего Бога, сердце Которого исполнено любви к нам.

Слово Божие, равно как и характер его Божественного Автора, содержит тайны, которые никогда не смогут полностью постичь люди. Появление греха в мире, воплощение Христа, воскрешение мертвых, возрождение и многое другое, описанное в Библии, является тайной слишком глубокой, чтобы человеческий разум мог ее понять и объяснить. Но у нас нет причин сомневаться в Слове Божием лишь только потому, что мы не можем уразуметь его до конца. В природе мы постоянно соприкасаемся с тайнами, н которые до конца не можем проникнуть. Даже в самых простейших формах жизни мы соприкасаемся с такими загадками, которые не доступны нашему разумению. Повсюду мы видим чудеса, которые выше нашего понимания. Должны ли мы поэтому удивляться, что в духовном мире также есть тайны, которые мы не в силах объяснить? Вся сложность заключается лишь в слабости и ограниченности человеческого ума. Священные Писания содержат в себе достаточно доказательств своего Божественного происхождения. Мы не должны сомневаться в Его Слове только потому, что не можем постичь все Его тайны.

Апостол Петр говорит, что в Писании “…есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают” т. е., на современном языке, извращают (2 Петр. 3, 16).

Если бы Библия сообщала о Боге лишь то, что мы в состоянии понять, если бы ограниченный смертный ум мог постичь до конца Его величие и могущество, тогда она не носила бы на себе печать Божественного авторства. Именно ее величие и содержащиеся в ней тайны должны утверждать в нас веру в то, что она действительно истинное Слово Божие.

Библия открывает истину в простых словах, вполне отвечая на нужды и чаяния человеческого сердца, что изумляет и очаровывает самые образованные умы. В этой книге находят путь спасения и самые смиренные, и необразованные. И все же эти простые слова Библии говорят нам о таких возвышенных, глубоких и необъятных истинах, превосходящих уровень человеческого понимания, что мы можем принимать их только потому, что они открыты Самим Богом. Божий план спасения показан так ясно. что покаяние пред Богом и вера во Христа открываются нам как единственный путь ко спасению.

Но хотя эти истины доступны для понимания, за ними кроются тайны Божественной славы — тайны, которые не поддаются исследованию человеческим умом и, в то же время, наполняют неутомимого искателя истины благоговением и верой. Чем больше он исследует Писания, тем глубже становится его убеждение в том, что они являются словом живого Бога, и человеческий разум склоняется перед величием Божественного откровения.

Сознавая свою неспособность полностью понять великие библейские истины, мы тем самым признаем, что наш смертный ум не в силах охватить вечное, что человек с его ограниченными знаниями не может понять намерений всеведущего Бога.

Скептики и неверующие отрицают Слово Божие на том основании, что не могут постичь всех его тайн. Однако и не все, кто говорит, что верит в Библию, свободны от этой опасности. Апостол пишет: “Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого” (Евр. 3, 12). Хорошо, когда человек исследует тщательно учение Библии и вникает в “глубины Божий”, насколько они открыты в Писании (1 Кор. 2, 10). В то же время, “сокрытое принадлежит Господу Богу нашему”, а “открытое (принадлежит) нам” (Втор. 29, 29).

Сатана стремится ослабить способность человеческого ума к исследованию, и гордость нередко проявляет себя при изучении библейских истин. Поэтому некоторые люди раздражаются и чувствуют себя оскорбленными, когда не могут удовлетворительно объяснить каждое место в Писании. Им представляется слишком унизительным признать свою неспособность понимать вдохновенные слова. Они не хотят с терпением ожидать того времени, когда Бог найдет нужным открыть истину. Таким людям кажется, что они обладают достаточной мудростью для самостоятельного понимания Священных Писании, но, не имея в этом успеха, они начинают опровергать авторитет этой книги.

Верно, что многие теории и религиозные учения признаются основанными на Библии, но в действительности они противоречат общему содержанию богодухновенного Писания. У многих это вызывает сомнения и недоумения. Но в этом повинно не Слово Божие, а человеческие искажения священной книги Библии.

Если бы сотворенные Богом существа могли прийти к полному пониманию Бога и Его дел, то, однажды достигнув этого, они не имели бы возможности для дальнейших углублений в истину, для расширения познания, для развития ума и сердца. Бог более не являлся бы высшим Существом, а человек, придя к пределу знаний и достижений, перестал бы развиваться. Будем же благодарны Богу за то, что это не так.

Он беспредельно велик. “В Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения” (Кол. 2, 3), и всю вечность люди будут познавать, учиться и никогда не исчерпают сокровищ Его мудрости, благости и силы.

Бог желает, чтобы истины Его Слова открывались Его народу уже теперь, в этой жизни. Такое познание можно приобрести только одним путем: через просвещение Святым Духом, Которым это Слово было дано. “Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”, “ибо Дух все проницает, и глубины Божий” (1 Кор. 2, 11.10). Спаситель обещал Своим последователям: “Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину,… потому что от Моего возьмет и возвестит вам” (Иоан. 16, 13—14).

Бог желает, чтобы человек развивал свои умственные способности. Изучение Библии, как никакое другое занятие, может укрепить и возвысить наш ум. Но нам никак нельзя боготворить разум, так как он слаб и несовершенен. Для правильного понимания Слова Божия, даже самых простых его истин, мы должны иметь простоту и веру маленького ребенка, готовность учиться и просить помощи Святого Духа. Сознание силы и мудрости Божией, а также нашего бессилия постичь Его величие, должно наполнить нас смирением. Нам следует открывать Его Слово со святым благоговением, как если бы мы непосредственно находились в Его присутствии. Приступая к чтению Библии, мы должны признать, что над нами есть Высший Авторитет: наша душа и ум должны склониться перед великим “Я Есмь”.

В Библии, как уже говорилось выше, есть много мест, которые кажутся трудными и не ясными для понимания, которые один только Бог может открыть тому, кто ищет разумения. И без руководства Духа Святого мы будем всегда находиться в опасности искажать и превратно толковать Священное Писание. Иные люди читают Библию без пользы, а в некоторых случаях — себе во вред, потому что приступают к этому без благословения и молитвы. Если мысли и чувства не направлены к Богу и не находятся в согласии с Его волей, читающему трудно избавиться от сомнений. В таком случае само чтение Библии усиливает скептицизм. Мысли человека оказываются во власти злого духа, который внушает читающему неверное толкование. Если люди не стремятся всецело быть в согласии с Богом, то, как бы образованы они ни были, им угрожает опасность заблуждаться в понимании Писаний, и поэтому опасно доверять их объяснениям. Человек, ищущий в Писаниях противоречия, не имеет духовного видения. При своих извращенных взглядах он найдет много причин для сомнения и неверия в том, что в действительности просто и ясно.

Как бы это ни скрывалось, но в большинстве случаев настоящая причина сомнений и скептицизма — любовь ко греху. Наставления и ограничения Слова Божия неприемлемы для гордого, любящего грех сердца, и те, кто не хотят подчиниться требованиям Писания, готовы сомневаться в его авторитете.

Чтобы найти истину, мы должны иметь искреннее желание познать ее и повиноваться ей. Все, приступающие с таким духом к изучению Библии, найдут множество свидетельств, что она есть Слово Божье. Они смогут понять ее истины, которые умудрят их ко спасению.

Христос сказал: “Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно” (Иоан. 7, 17). Вместо того, чтобы ставить Библию под сомнение и придираться к тому, что вам непонятно, обратите внимание на тот свет, который уже озаряет вас, и вы получите еще больший свет. Силою благодати Христовой вы исполните каждую обязанность, уже открытую вашему пониманию, и обретете способность понимать и выполнять то, в чем вы пока сомневаетесь.

Есть одно доказательство, понятное для всех, как образованных, так и самых простых людей, — это свидетельство личного опыта. Бог предлагает нам самим проверить подлинность Его Слова и верность Его обещаний. Он призывает нас: “Вкусите и увидите, как благ Господь” (Псал. 33,9). Не будем полагаться на слова других, нам следует самим вкусить и убедиться. Он обещает: “Просите и получите” (Иоан. 16, 24). Спаситель всегда был верен Своему слову. Его обещания будут исполнены. Те, кто доверялись им, не были разочарованы. Когда мы приближаемся к Иисусу и наслаждаемся полнотой Его любви, наши сомнения и духовная тьма исчезают во свете Его присутствия.

Апостол Павел пишет, что Бог избавил нас “от власти тьмы” и ввел “в царство возлюбленного Сына Своего” (Кол. 1, 13). И каждый, перешедший от смерти к жизни, “сим запечатлел, что Бог истинен” (Иоан. 3, 33). Он может засвидетельствовать: “Я нуждался в помощи и нашел ее в Иисусе. Господь ответил на все мои нужды и утолил голод моей души. И теперь для меня Библия — это откровение Иисуса Христа. Вы спрашиваете, почему я верю в Иисуса? — Потому что Он — мой Божественный Спаситель. Почему я верю Библии? Я понял, что она есть голос Божий, обращенный к моей душе. В самих себе мы можем найти подтверждение тому, что Библия — истина, что Христос — Сын Божий”.

Апостол Петр призывает своих братьев “возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” (2 Петр. 3, 18). Народ Божий, возрастая в благодати, обретает более ясное понимание Его Слова и учится видеть новый свет и новую красоту в Его священных истинах. Так было

во все века истории Церкви и так будет до конца. “Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня” (Притч. 4, 18).

Верою мы можем заглянуть в будущее и уразуметь Божье обещание того, что способности нашего ума и силы души, находясь в живой непосредственной связи с Источником света, будут приобретать все новую силу. Мы можем радоваться тому, что все смущающее нас в Божьем провидении тогда станет ясным, все трудно понимаемое тогда получит свое объяснение. И там, где наш ограниченный разум видел только смущение и несбывшиеся надежды, мы увидим совершенную гармонию. “Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан” (1 Кор. 13,12).

Есть книга, в которой “се сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни… Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину /той божественной книги, в сознании ее живых, вечно непреходящих глаголов.

Значение слова сомневаться

Примеры употребления слова сомневаться в литературе.

Шейх Абд аль-Хрэниэм не сомневался, что его люди устали и проклинали его, но он был доволен, потому что теперь уже никто не мог догнать их отряд.

Не сомневаясь в удаче, Абель сунул муляж в карман, дожидаясь заключительной проверки.

Человек инженерного мышления ныне уже не может сомневаться, что советский авиамотор скоро будет создан.

Мы не сомневаемся, что в процессе летных испытаний, которые планируется начать вскоре после авиасалона в Ле Бурже, он продемонстрирует прекрасные характеристики и получит путевку в большую жизнь, в том числе и в российских ВоенноВоздушных Силах.

В том, что касалось Ульфилы, Меркурин Авксентий никогда не сомневался: любой шаг его ко благу.

Клоков, как и никто в мире, кроме самого Рашид-Шаха и его ближайших людей, не знал, каким образом и откуда должны были поступить эти и остальные деньги, однако то, что гигантские авуары правителя Рашиджистана рассеяны по всему белому свету, можно было не сомневаться.

Муциан и Агриппа не сомневались в том, что Веспасиан нарочно разжег негодование войска.

Яровизация зерновых культур, яровизация картофеля, летние посадки картофеля, выращивание семян на высоком агротехническом фоне с целью воспитания высокоурожайных свойств у них и многие другие приемы проверены на миллионах гектаров, и в высокой эффективности их не сомневаются ни агрономы ни рядовые колхозники.

Можно ли сомневаться в том, что завоевать средний урожай в 40 ц кукурузы с гектара, в условиях различных почв отдельных колхозов, различных семян, различных орудий, климатических условий, особенностей агротехнических приемов и т.

Флеминг не ответил, и она добавила: — И Джуди Адамсон тоже начинает сомневаться.

Ты уже давно работаешь в адвокатской конторе и, не сомневаюсь, в состоянии уловить подвох, если он там имеется.

Естественно, что мистер Аддисон сомневался в познаниях этого дилетанта в области греческой литературы и, высоко ставя мистера Тикела, окончившего Колледж королевы, помог этому бесхитростному молодому человеку.

Ни минуты он не сомневался в том, что чужеземный аквалангист искал Винету.

Мелита выслушала рассказ мужа и ничего ему более не возражала, но Алкей заметил по лицу жены, что она как будто сомневается в его рассказе, и, отведя свои глаза от ее взора, добавил: — Я не могу теперь говорить тебе в подробностях, как все это случилось, да ты и не могла бы всего понять, потому что это совсем не то, — что твоя музыка или твои вышиванья, а я тебя попрошу лучше, чтобы ты оказала мне необходимую помощь: облегчи мне чрезвычайно тяжелое дело.

Впрочем, в полезности альбатроса Эгин не сомневался, в отличие от полезности Есмара и Логи.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Сомнения порождают сомнения

Люди практикуют исповедание своих слабостей и неудач, и их исповедание приводит к еще большей слабости. Они исповедуют, что им не хватает веры, и это еще больше умножает их сомнения.

Они молятся о вере забывая, что делая это, они только исповедуют сомнение. Поскольку Бог не может отвечать на их молитвы, сомнение растет все больше. Господь указал иной путь: Вера от слышания (не от молитв), а слышание от слова Божьего (Римлянам 10:17).

Не ищите симпатии

Вы никогда не должны говорить о своих болезнях. Рассказывая людям о своих проблемах, обычно вы делаете это для того, чтобы снискать их симпатию.

Ваши болезни — работа дьявола, вашего врага. Когда вы говорите о своих бедствиях, вы свидетельствуете о способности сатаны навлечь на вас проблемы.

Когда вы говорите о болезнях и немощах, вы прославляете дьявола, который способен сделать вас немощным и больным.

Люди часто стремятся получить от других жалость, симпатию. Но симпатия никогда не поможет вашей боли. Симпатия — это сострадание, страдание вместе с кем-либо. Вы же нуждаетесь не в симпатии, а в замещении, в том, чтобы кто-то пострадал за вас.

Иисус пришел не для того, чтобы симпатизировать вам. Он стал вашим заместителем.

Многие молитвы за больных — не больше, чем выражение симпатии и жалости. Они лишь укрепляют и поддерживают вашего худшего врага.

Как верующие, мы призваны не симпатизировать больным и не сочувствовать им в их страданиях, но взять власть над болезнью, сделав это на основании заместительной жертвы Христа, и затем приказать болезни и боли уйти во имя Иисуса.

Бог сказал Иисусу Навину: Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь, Бог твой (Иисуса Навина 1:5).

Никто не устоит перед тобою во все дни жизни твоей (Иисуса Навина 1:5).

Иисус говорит вам: Вот, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Луки 10:19).

Больше чем победители

Научитесь исповедовать то, что Бог сказал в Писании. Когда вы повторяете Его Слова, никакая сила не сможет одолеть вас. Исповедуя Божье Слово, вы всегда будете выходить победителем. Бог не знает поражений, точно так же, как и Его Слово.

У Бога не остается бессильным никакое слово (Луки 1:37).

И сейчас добавьте к этому стиху слова: и ничего не будет невозможного для вас (Матфея 17:20).

Когда вы используете безотказное оружие — Божье Слово и имя Иисуса — Божья победа становится вашей победой. Ни одно оружие, с которым дьявол может выступить против вас, не устоит против Божьего оружия (Исаии 54:17).

Исповедуйте: Мы более чем победители — через Того, Кто возлюбил нас (Римлянам 8:37).

Исповедуйте: Я все могу в укрепляющем меня Христе (Филиппийцам 4:13).

Используя Божьи Слова, вы не можете знать поражений. Его Слова вечны. Его Слова всесильны. Его Слова сверхъестественны.

Мы исповедуем, что Бог вывел нас из рабства неудач. Теперь в нашей жизни господствуют победа, мир, радость, сила и здоровье. Когда мы смело провозглашаем эту истину и поступаем по Божьему Слову, наша вера становится сильной.

Это изменит вас. Это изменит ваше служение. Это изменит вашу жизнь.

Бог — ваша сила

Вы молились об успехе. Вы молились о силе. Вы молились о великих чудесах исцеления. Сейчас вы видите, где находится сила. Бог — ваша сила (Псалом 26:1).

Исполняйте то, что вы знаете, тогда ваши желания и планы станут реальностью. Ваша мечта осуществится. Внезапно вам станет ясно, что многое из того, о чем вы просили и умоляли Бога, Он уже дал вам. Он лишь ожидает, пока вы востребуете это своей верой и своими делами.

Внезапно ваше искупление станет реальностью, а не просто доктриной или символом веры. Оно не будет абстракцией, которую вы проанализировали и философски приняли.

Ваша вера измеряется вашим исповеданием.

Люди, которые имеют негативное исповедание слабостей и неудач, немощей и болезней, говорящие о том, чего они не могут сделать, неизбежно оказываются на уровне своего исповедания.

Это духовный закон, осознаваемый лишь немногими. Наше исповедание управляет Нами.

Когда мы почитаем Христа и наше сердце полностью согласно с нашим исповеданием, мы вручаем жизнь Ему. Это кладет конец всякому беспокойству и страху. Мы начинаем верить.

Когда мы уверены, что Христос воскрес из мертвых за нас, что Своим Воскресением Он победил нашего врага, когда это становится исповеданием наших уст и мы верим этому в наших сердцах, тогда Слово Божье исполнится в нашей жизни, и через Нас — в жизни других людей.

Если мы приняли Иисуса нашим Спасителем и исповедовали Его Господом, мы стали новым творением. Мы наследники Божьи и сонаследники Христу (Римлянам 8:17).

Немощь и болезнь не могут более господствовать над нами. Мы познали, что мы едины с Самим Богом.

Может быть, эта истина становится для нас ясной не сразу. Но по мере нашего изучения Библии и исполнения Слова, когда мы живем ею и позволяем ей жить в нас, искупление становится живой реальностью. Реальность возрастает через исповедание.

Сомнения как основная причина не достижения успеха

Сомнения как основная причина не достижения успеха

Сомнения одолевают нас очень часто, некоторые из них очень сильно нам мешают, некоторые напротив, помогают. В данной статье речь пойдет о деструктивном влиянии сомнений на успех, поэтому конструктивную их сторону рассмотрим лишь вкратце.

Итак, какая польза от сомнений:

1. Сомнение заставляет повторно изучить все возможные нюансы, прежде чем приступить к какому-либо делу, и именно благодаря этому выполнить его наиболее эффективно.

2. Благодаря сомнениям человек может сохранить в себе убеждения, полезные и необходимые для лучшего будущего.

3. Польза сомнений очевидна лишь тогда, когда человек осознаёт, что его сомнения – это не враг, а союзник и верный помощник, который всегда стоит на страже безопасности и благополучия человека, всегда заботится о правильности его выбора.
Сомнения ещё долго будут спрашивать у Вас:

— а уверен ли ты, что тебе нужны эти изменения, которые ты намерен осуществить в своей жизни;

— подумай, зачем это всё, ведь тебе и так жилось неплохо (заметьте: только неплохо, а не хорошо);

— как ты бросишь свои старые привычки, ведь они так полюбились тебе?

Это своего рода испытания (соблазн), которые имеют целью узнать, насколько серьёзно Ваше решение изменить себя к лучшему. В этих соблазнительных ситуациях крайне важна Ваша решительность: или Вы остаётесь со старыми привычками, или Вы меняетесь. Если под натиском пугающего Вас сомнения Вы отступаете, Вы упускаете шанс, уникальную возможность развиваться и двигаться вперед. Это проявление слабости, то есть внутренней неготовности к изменению. Если вы, выслушав голос сомнения, поблагодарив его за ценную информацию, позволяющую изменить что–то в себе, подтверждаете свою готовность к изменениям, Вы укрепляете свою веру. Это есть проявление силы, Вашей решительности не сворачивать с намеченного пути.

Ну вот, собственно, и все.

Однако негативных сторон сомнений гораздо больше, нежели позитивных.

Сомневаться для человека естественно, ведь для того, чтобы принять решение по вопросу, предполагаемому два и более варианта решения, человек взвешивает все “за” и “против”, какой из вариантов подходит ему более всего, и только после этого принимает решение. Великолепно, если среди вариантов решения очевиден лучший, но представьте ситуацию, когда несколько вариантов имеют приблизительно одинаковую эффективность. В одном варианте есть свои незначительные недостатки, которых нет у другого, и свои достоинства, тоже не слишком отличающиеся от иного варианта. Оценивая относительную привлекательность каждого, очень легко запутаться и в результате не прийти ни к чему.

Рассмотрим пример. У человека имеются свободные денежные средства, и он стоит перед выбором – положить средства в Банк на депозит, либо вложить деньги в собственное дело. Преимущества и недостатки данных вариантов вложения средств очевидны – в первом случае вложения обладают слабой степенью риска, определенным сроком получения прибыли. К недостаткам можно отнести незначительный размер дохода. Второй же вариант, напротив, при правильном подходе к делу способен принести значительный доход, однако степень невозврата инвестиций достаточно высока. Существует также третий вариант – спрятать деньги под подушку и подождать “до лучших времен”, либо когда вырастут ставки по депозитам, или же улучшатся условия для развития собственного бизнеса. Однако важно учесть тот факт, что ни первого, ни второго события может и не наступить, а денежная масса имеет свойство изменять свою стоимость с течением времени. Поэтому человек может так задержаться с принятием решения, что его 100000 рублей через пять лет превратятся в 15000 рублей что будет расцениваться как наиболее неудачный выбор среди всех возможных.

Рассмотрим негативную роль сомнений на вышеупомянутом примере. У человека имеется 100000,00 рублей, и он решает положить деньги в банк на депозит, а сомнение ему “говорит”: “Ты что, положишь деньги в банк, он разорится – и плакали твои денежки!”. Тогда он решает открыть собственное дело, которое давно мечтал открыть – книжный магазин, а сомнение тут как тут: “Не смей! Ты представляешь, какая в данном виде бизнеса конкуренция, а какой низкий спрос на книги! Прогоришь моментально!”. В результате человек так и не решается инвестировать свои сбережения куда-либо, потратив их на текущие потребности…

Конечно, сомнения в данном примере рассмотрены практически в материальной форме, однако на самом деле являются не более чем человеческими суждениями.

Вы спросите: “Так как же человеку побороть свои сомнения и сделать правильный выбор?”. Ответ прост – провести анализ всех возможных вариантов развития событий, определиться с критериями оценки вариантов, выделив достоинства и недостатки каждого из них, сравнить их между собой.

По окончанию учебы в школе каждый человек стоит, возможно, перед самым большим выбором в своей жизни – поступить в университет, идти работать либо совмещать данные варианты. Почему этот выбор самый важный? Да потому, что неправильный выбор дальнейшего пути повлечет за собой жизнь с массой разочарований и нереализованных возможностей, человек будет вынужден заниматься нелюбимым делом, работать не на той работе, на которой мечтал. Прежде всего, человек на данном этапе должен определить свои склонности и стремления, чего бы он хотел достичь в жизни. Все достаточно просто – если человек хочет стать менеджером крупного предприятия, он просто обязан получить качественное образование в университете, а если вершина его мечтаний – помощник мастера цеха, то можно ограничиться и средним образованием.

Какие же основные причины человеческих сомнений? Основными причинами сомнений являются:

1. Сомнение как свойство характера человека. Очень часто сомнения в человеке заложены изначально и вызваны такими факторами, как тотальный контроль со стороны родителей, особенности воспитания и взаимоотношений в семье, психологические травмы. В данном случае, чтобы победить сомнения, от человека понадобятся твердый характер и стремление к изменениям. Сомневающиеся в себе люди должны вырабатывать в себе привычку быстрого анализа ситуации и принятия решения, что поможет им в дальнейшем избежать ошибок, вызванных сомнением. Если человек не в состоянии самостоятельно справится со своим сомнением, рекомендуется посещение семинаров и тренингов, посвященных данной проблеме.

2. Ситуация неопределенности. Когда человек попадает в ситуацию с высокой степенью неопределенности, он начинает испытывать сомнения. Примером может служить смена работы, когда человек попадает в новый коллектив, в непривычную для себя обстановку. Происходит процесс адаптации, когда человек становится частью коллектива, действует согласно неписанных законов данного коллектива. Сомневающийся в себе человек в лучшем случае очень долго не сможет влиться в коллектив, а в худшем его начнут считать изгоем. Наиболее эффективным способом сокращения периода адаптации является проявление заинтересованности работой коллектива, открытости в общении между коллегами. От того, насколько быстро человек сможет стать частью коллектива, зависит результативность его работы, поэтому от сомнений и неуверенности нужно избавиться как можно быстрее.

3. Отсутствие / переизбыток информации. Отсутствие информации очень часто является причиной сомнений человека, и особенно это проявляется в бизнесе. Когда предприятие планирует выпустить на рынок продукцию, до сих пор не имеющею аналогов, они не могут предсказать реакцию рынка на данный товар, будет ли данный товар пользоваться спросом. Именно поэтому, в целях получения необходимой информации, компании прибегают к методам опроса. Наиболее популярный метод – опросные листы, которые представители компании предлагают заполнить потенциальным покупателям в целях выяснения их мнения и определения, насколько склонны они приобретать незнакомый товар. Несмотря на значительные затраты на данный вид опроса, впоследствии его проведения компания имеет возможность значительного снижения рисков убыточности производства нового товара и выведения его на рынок.

Иногда причиной сомнений является не недостаток, а переизбыток информации, когда нагромождение дополнительных сведений мешает четкому восприятию проблемы. Получая все новые данные, человек может просто запутаться в информации и перестать отличать главное от второстепенного, в результате чего может принять неверное решение.

Самое главное следует запомнить, что в ситуации, требующей принятия одного варианта решения из двух возможных самым худшим является вариант непринятия ни одного решения.

Антон Николаевич Ясыр
для сайта therapy.by