Верен до смерти

  • СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ ДО МОМЕНТА СМЕРТИ — Полис страхования жизни, по которому в случае смерти его владельца выплачивается определенная сумма… Словарь бизнес терминов
  • будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни — Апок. 2. 10… Толково-фразеологический словарь Михельсона
  • Легкой жизни я просил у Бога, / Легкой смерти надо бы просить… — Заключительные строки восьмистишия «Легкой жизни я просил у Бога…» поэта Ивана Ивановича Тхоржевского … Словарь крылатых слов и выражений
  • Вот тебе помои — умойся; вот тебе онучи — утрися; вот тебе лопата — помолися; вот тебе кирпичик — подавися! — … В.И. Даль. Пословицы русского народа
  • Будь проще — и народ за тобой (к тебе) потянется — Призыв проще смотреть на вещи в жизни, не усложнять без видимой причины ситуацию… Словарь народной фразеологии
  • Будь проще, (сядь на пол) и люди сами потянутся к тебе — следует вести себя скромнее, не зазнаваться, и тогда все будут тебя любить… Живая речь. Словарь разговорных выражений
  • жизни или смерти ради — на всякий случай Ср. Но Молю, ты дай мне пару строк. Фет. Фауст. 1. Мефистофель. Ср. Um Lebens oder Sterbens willen Bitt’ ich mir ein paar Zeilen aus. Göthe. Faust. 1. Mephist. См. в смерти да животе Бог волен… Толково-фразеологический словарь Михельсона
  • Жизни или смерти ради — Ср. Но жизни или смерти ради Молю, ты дай мнѣ пару строкъ. Фетъ. Фаустъ. 1. Мефистофель. Ср. Um Lebens oder Sterbens willen Bitt’ ich mir ein paar Zeilen aus. Gœthe. Faust. 1. Mephist. См. В смерти да в животе Бог волен… Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  • Вопрос жизни и смерти — Высок. То, от чего зависит самое важное, самое существенное. — Ты пойми, что это согласие Кити на брак для меня вопрос жизни и смерти . — Да брось ты свою школьную мораль, — отмахнулся Феликс… Фразеологический словарь русского литературного языка
  • Вопрос жизни или смерти — Экспрес. Самое важное, существенное. Я решился непременно, во что бы то ни стало снова найти этого человека. Отыскать его — это сделалось для меня вопросом жизни или смерти … Фразеологический словарь русского литературного языка
  • На грани жизни и смерти — Разг. Экспрес. В критический момент. В этот важный момент, на грани жизни и смерти, нужно было напомнить о целях борьбы, которую вели эти молодые, но зрелые люди … Фразеологический словарь русского литературного языка
  • От жизни до смерти — шаток. — См. ЖИЗНЬ -… В.И. Даль. Пословицы русского народа
  • Промеж жизни и смерти и блошка не проскочит. — См. ЖИЗНЬ -… В.И. Даль. Пословицы русского народа
  • Промеж жизни и смерти. — см. Как не живой… В.И. Даль. Пословицы русского народа
  • Вопрос жизни или смерти — Разг. Дело, имеющее для кого-л. чрезвычайно важное значение. Ф 1, 75; ШЗФ 2001, 42. /em> Калька с франц. une question de vie et de mort. БМС 1998, 97… Большой словарь русских поговорок
  • вопрос жизни и смерти — существенно, много значит, имеет большое значение, имеет принципиальное значение, имеет важное значение, важно, имеет первостепенное… Словарь синонимов

«По плодам их узнаете их». Часть III

«Вера, говорят, оскудела, а всё-таки она ещё жива. Но мы так часто живём для себя, что делаемся близорукими и проходим со своими горестями мимо чужих скорбей, не понимая, что делить своё горе – это его уменьшить, а делить свою радость – это её увеличить»…

Неисчислимы добрые дела, совершённые Елизаветой: помощь бедным, сиротам и больным, строительство школ, приютов и храмов, обустройство госпиталей. Тысячи людей находили у неё поддержку и утешение. Вершиной этой деятельности стало создание общины сестёр милосердия в Москве – Марфо-Мариинской обители.

После гибели супруга, Великого князя Сергея Александровича, Елизавета Феодоровна покинула светское общество и императорский двор, сосредоточив все свои мысли и усилия на вере и помощи ближнему. Она вернула в казну драгоценности, принадлежащие царской фамилии, а на деньги, вырученные от продажи собственного имущества, приобрела усадьбу на Большой Ордынке. Со временем здесь открылось несколько учреждений, в том числе библиотека, приют, амбулатория и аптека, где выдавались бесплатные лекарства.

В 1908 году ещё велось строительство дополнительных корпусов и храмов, но обитель уже действовала. Сюда принимали незамужних молодых женщин или вдов в возрасте от 21 до 40 лет, не имеющих малолетних детей. Они давали обет целомудрия, нестяжания и послушания, при этом имели право по истечении определённого срока оставить обитель и создать семью.

Некоторые из насельниц по желанию становились монахинями. Сама Елизавета Феодоровна, будучи настоятельницей обители и до конца дней ведя аскетический образ жизни, пострига не принимала.

Поступив в обитель, сёстры, прежде сего, проходили обучение – подготовительные курсы, которые вели лучшие профессора и врачи Москвы. Деятельность обители заключалась в оказании комплексной помощи нуждающимся. Здесь не только лечили, но и давали одежду и обувь, содействовали в устройстве на работу, помогали воспитывать и учили детей.

Кроме того, Большая Ордынка стала центром общественно-религиозной и культурной жизни Москвы. Здесь проходили заседания Императорского Православного Палестинского Общества, главой которого после смерти мужа стала Елизавета Феодоровна, Географического общества, различные просветительские мероприятия.

Деятельность сестёр распространялась и за стены обители. Они посещали бедные кварталы и притоны, где при необходимости оказывали медицинскую помощь, спасали от нищеты детей, помещая их в приюты, помогали в больницах.

Ограничение по возрасту при приёме в общину объяснялось тяготами труда сиделок, которые должны переворачивать и поднимать больных. Для такой работы требовались силы и крепкое здоровье.

Великая княгиня трудилась неустанно. Она лично ассистировала при сложных операциях и бралась выхаживать самых безнадёжных больных, на которых врачи «ставили крест». И нередко такие пациенты выздоравливали.

Так за Елизаветой закрепилась слава целительницы, имеющей чудодейственную силу. Матушкой Великой, Белым Ангелом Москвы прозвали её.

Когда началась Первая мировая война, Матушка сама выезжала на фронт в полевые госпиталя.

Она спала не более трёх-четырёх часов в сутки; в полночь вставала на молитву и обходила больных. Для сестёр обители она была неоспоримым авторитетом и примером для подражания.

По воспоминаниям современников, у Елизаветы ни для кого не было слов «не могу», а в стенах Марфо-Мариинской обители никогда не было уныния – там лечили больных, поддерживали страждущих, давали утешение умирающим и радовались вместе с радующимися. «…И всё было там совершенно, как снаружи, так и внутри. И каждый, кто бывал там, уносил с собой светлое чувство».