Виктор островидов

Виктор (Островидов)

Епископ Виктор

Епископ Шадринский,
викарий Свердловской епархии

октябрь — 23 декабря 1927

Предшественник

Даниил (Троицкий)

Преемник

Валериан (Рудич)

Епископ Ижевский и Воткинский

16 сентября 1926 — октябрь 1927

Предшественник

Трофим (Якобчук)

Преемник

Стефан (Бех)

Епископ Глазовский,
викарий Вятской епархией

14 сентября 1921 — 1924

Предшественник

Павел (Поспелов)

Преемник

Симеон (Михайлов)

временно управляющий
Томской епархией

1921 — 1922

Предшественник

Андрей (Ухтомский)

Преемник

Димитрий (Беликов)

Епископ Слободской,
викарий Вятской епархией

октябрь 1920 — 14 сентября 1921

Предшественник

Николай (Покровский)

Епископ Уржумский,
викарий Вятской епархией

26 декабря 1919 (8 января 1920) — октябрь 1920

Преемник

Евсевий (Рождественский)

Образование

Саратовская духовная семинария,
Казанская духовная академия

Учёная степень

кандидат богословия

Имя при рождении

Константин Александрович Островидов

Рождение

20 мая (1 июня) 1875
село Золотое, Камышинский уезд, Саратовская губерния, Российская империя
(ныне Красноармейский район, Саратовская область)

Смерть

2 мая 1934 (58 лет)
село Нерица, Усть-Цилемский район, Северный край, РСФСР, СССР
(ныне Республика Коми)

Принятие монашества

Канонизирован

РПЦЗ, 1981
РПЦ, 2000

В лике

священноисповедник

День памяти

2 мая и 1 июля (перенесение мощей)

Епископ Виктор на Викискладе

Епи́скоп Ви́ктор (в миру Константи́н Алекса́ндрович Острови́дов; 20 мая 1875, село Золотое, Камышинский уезд, Саратовская губерния — 2 мая 1934, село Нерица, Усть-Цилемский район, Северный край) — епископ Православной Российской Церкви, епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии.

Прославлен как священноисповедник РПЦЗ (1981) и Русской Православной Церковью (2000).

Биография

Детство и образование

Константин Островидов родился 20 мая (1 июня) 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви Александра и его супруги Анны села Золотое Золотовской волости Камышинского уезда Саратовской губернии (ныне центр Золотовского муниципального образования Красноармейского района Саратовской области. Кроме Константина, в семье были: Сергей (1874 г.р.), Мария (1882 г.р.), Александр (1884 г.р.), Лидия (1886 г.р.), Венедикт (1889—1921), Николай (1892 г.р.) .

Окончил Камышинское духовное училище (1893), Саратовскую духовную семинарию (1899), Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия.

Монах

28 июня (11 июля) 1903 был пострижен в монашество, 30 июня (13 июля) 1903 возведён в сан иеромонаха и назначен настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря в городе Хвалынске. Вёл миссионерскую деятельность среди чувашей.

В 1905—1908 — иеромонах Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

С 13 (26) января 1909 года — смотритель Архангельского духовного училища.

С 15 (28) октября 1909 года — иеромонах Александро-Невской Лавры.

С 22 ноября (5 декабря) 1910 года — настоятель Зеленецкого Троицкого монастыря Петроградской епархии, архимандрит.

Негативно воспринял сочинение архимандрита Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Как сам он написал в «Ответах» на пятнадцать вопросов ОГПУ в январе 1928 года: «Это заблуждение, которое я обличал в лице Митрополита Сергия и известного Антония Храповицкого ещё в 1911 году, предупреждая, что они этим своим ЗАБЛУЖДЕНИЕМ ПОТРЯСУТ Церковь Православную. Это мною высказано было в статье „Новые богословы“, напечатанной в старообрядческом журнале „Церковь“ и подписанной псевдонимом „Странник“. Они знали, кто это напечатал, и нерасположение их я долго на себе испытывал. В силу этого своего заблуждения, они не могут МЫСЛИТЬ Церковь без внешней организации».

С 21 февраля 1918 года — наместник Александро-Невской Лавры.

Епископ

Согласно указу Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода № 3716 от 2/15 декабря 1919 года была создана Уржумская епископская кафедра. По тому же указу её возглавил как епископ Уржумский, викарий Вятской епархии архимандрит Виктор (Островидов), наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

8 января 1920 года хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии.

В 1919—1920 годах подвергался кратковременным арестам. В 1920 приговорён Вятским губревтрибуналом к лишению свободы до окончания войны с Польшей, за то, «что агитировал против медицины» (во время эпидемии тифа просил паству усилить молитву об избавлении от болезни) через пять месяцев освобождён.

С 1920 года — епископ Слободской, викарий Вятской епархии.

С 14 сентября 1921 — епископ Глазовский, викарий Вятской епархии.

Решительно выступил против обновленческого движения. Писал своей пастве: «…умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя „церковью живой“, а в действительности „трупу смердящему“, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными».

12 (25) августа 1922 был арестован и отправлен в тюрьму в Москву. 23 февраля 1923 приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии. В 1926 вернулся в Вятскую епархию.

14 мая 1926 в пятый раз арестован за организацию нелегальной епархиальной канцелярии и 20 августа 1926 по постановлению ОСО КОГПУ приговорен к высылке на три года в город Глазов Вотской АО, жил в помещении под колокольней Никольского собора.

Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы архиепископ Виктор встретился с Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (в границах Вотской автономной области), временно управляющим Вятской епархией.

16 сентября 1926 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий издал указ о преобразовании Ижевского викариатства в самостоятельную епархию, «главным образом в целях положить конец Ижевской церковной смуте».

1 октября 1926 года освобожденный из Бутырской тюрьмы владыка прибывает в г. Глазов.

В оппозиции митрополиту Сергию

Резко негативно отнёсся к Декларации Заместителя Патриаршего местолюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Вскоре последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении Воткинской (Вотской) епархии между 5 соседними епархиями. В октября 1927 года епископ Виктор направил митрополиту Сергию письмо с критикой «Декларации» и просьбой не закрывать Воткинскую кафедру.

В июле 1927 года был перемещён на должность епископа Шадринского, викария Екатеринбургской епархии с правом управления последней. Нового назначения не принял.

16 декабря 1927 года сообщил письмом митрополиту Сергию, что отказывается от назначения епископом Шадринским; письмо также содержало резкую критику «Декларации», которую он назвал «глумлением… над нашим исповедничеством за истину Божию» и «отречением от своего спасения» к письму приложил составленное им тогда же «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В том же месяце Духовное управление Воткинской епископии приняло постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Это постановление было утверждено епископом Виктором.

После получения сообщения о назначении епископа Онисима (Пылаева), Глазовское духовное управление 22 декабря постановило «до покаяния и отречения» митрополита Сергия от «Декларации» воздержаться от общения с ним и разделявшими его взгляды епископами, признать Виктора своим архиереем, именовать его «епископом Глазовским и Воткинским». Архиепископ Виктор решил до созыва епархиального съезда не менять титул и именоваться Ижевским и Воткинским.

23 декабря 1927 года постановлением Временного Патриаршего Священного Синода «о раздорнической деятельности управляющего Свердловской епархией епископа Шадринского Виктора» был запрещён в служении Синодом митрополита Сергия, запрещения не признал.

Епископ Онисим доложил о решении Глазовского духовного управления митрополиту Сергию, затем, руководствуясь распоряжением Синода, запретил в священнослужении отделившееся духовенство. В ответ архиепископ Виктор прислал в ижевский Покровский собор 2 телеграммы с распоряжением о прекращении общения Воткинской епархии с митрополитом Сергием и неподчинении епископу Онисиму.

В начале 1928 года завязал переписку с ленинградскими иосифлянами. В марте он составил резкое «Послание к пастырям», в котором критиковал митрополита Сергия за увольнение с кафедр арестованных и сосланных архиереев.

4 апреля 1928 года был арестован в Глазове. Обвинён в том, что «занимался систематическим распространением антисоветских документов, им составляемых и отпечатываемых на пишущей машинке. Наиболее антисоветским из них по содержанию являлся документ — послание к верующим с призывом не бояться и не подчиняться советской власти как власти диавола, а претерпеть от неё мученичество, подобно тому, как терпели мученичество за веру в борьбе с государственной властью митрополит Филипп или Иван, так называемый „креститель“». 18 мая 1928 года приговорён по постановлению ОСО КОГПУ по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление епископу Гдовскому Димитрию (Любимову), возглавлявшему на тот момент Иосифлянское движение.

В Соловецком лагере

С июля 1928 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), работал бухгалтером канатной фабрики. Участвовал в тайных богослужениях вместе с другими епископами и священниками, находившимися в заключении. Среди них были епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (Бельский), Максим (Жижиленко). Весной 1930 года переведён на материк (командировка Май-Губа). Информация о том, что, будучи на Соловках, он примирился с митрополитом Сергием, не подтверждается источниками.

По воспоминаниям профессора И. М. Андреевского, также бывшего заключённым на Соловках, «владыка Виктор был небольшого роста, всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. „Каждого человека надо чем-нибудь утешить“, — говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда после полугодового перерыва открывалась навигация, и на Соловки приходил первый пароход, тогда обычно владыка Виктор получал сразу много вещевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего».

Ещё один его соузник, будущий академик Д. С. Лихачёв писал о той роли, которую, по его мнению, играл епископ Виктор на Соловках:

Иосифлян было большинство. Вся верующая молодежь была с иосифлянами. И здесь дело не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский (Островидов). Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского попика. Встречал всех широкой улыбкой (иным я его и не помню), имел бороду жидкую, щеки румяные, глаза синие. Одет был поверх рясы в вязаную женскую кофту, которую ему прислал кто-то из его паствы. От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили.

В северной ссылке

По постановлению ОСО КОГПУ по пересмотру дела 10 апреля 1931 приговорён к ссылке в Северный край на три года. Жил в деревне Караванная вблизи райцентра Усть-Цильма. Освобождён из лагеря 11 июля 1931 и сослан в город Онега. 13 декабря 1932 был арестован в ссылке, 10 мая 1933 вновь приговорён по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам ссылки — в тот же Усть-Цилемский район, в отдалённое село Нерицу. Там тяжело заболел менингитом и 2 мая 1934 года скончался. Был похоронен на сельском кладбище в с. Нерица Усть-Цилемского района Северного края (ныне центр Муниципального образования сельского поселения «Нерица» Усть-Цилемского района Республики Коми).

Канонизация и почитание

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 2 мая.

1 июля 1997 года святые мощи владыки были обретены нетленными на кладбище села Нерица, после 63-летнего пребывания их в болотистой почве.

Мощи Святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря (н. ст.) 1997 года состоялось перенесение мощей в храм святого Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря в Кирове.

C 2005 года мощи находятся в Вятском Спасо-Преображенском женском монастыре.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Храм во имя мученика Виктора (Островидова) построен в селе Вотча Республики Коми.

На его первой кафедре в городе Уржуме Кировской области, по благословению Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа устроена часовня в честь священноисповедника Виктора, первого епископа Уржумского. Часовня устроена в честь 90-летия пребывания святого на кафедру и начало его исповеднического подвига.

> Труды

  • Заметка о человеке. СПб, 1905.
  • Неделовые люди. Три лекции по поводу героев Максима Горького. СПб., 1905.
  • Послание

> Награды

  • Наперсный крест (январь 1909)

Литература

  • Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные расколы в Русской церкви 20-х и 30-х годов XX столетия — Григорианский, Ярославский, Иосифлянский, Викторианский и др., их особенности и история. 2-е изд. Сортавала: 1993.
  • Игум. Дамаскин (Орловский), М. В. Шкаровский. Виктор (Островидов) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 428-432. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
  • Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 3 (20). стр. 136—147
  • Поляков А. Г. Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) — епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009, ISBN 978-5-85908-167-7.
  • Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009.
  • Поляков А. Г. Позиция епископа Виктора (Островидова) по отношению к церковно-политическому курсу митрополита Сергия (Страгородского). // КЛИО. Журнал для учёных, 2011, № 1 (52), С.43-47.
  • Поляков А. Г. Ликвидация подполья викторианского течения в Русской Православной Церкви (в 1933—1940-х гг.) // Религиоведение, 2011, № 2, 34-41; http://relig-articles.livejournal.com/38218.html.
  • Поляков А. Г. Церковно-монархическая крестьянская партия. // Власть, 2011, № 7, С.153-155.
  • Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: «раскол» или «оппозиция». // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011, Том 13 № 3 (41), С.235-239.
  • Поляков А. Г. Сущность Викторианского течения в Русской Православной Церкви глазами сторонников митрополита Сергия (Страгородского) (октябрь 1927 — начало 1929 гг.). // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология, 2012, № 1, С.127-130.
  • Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: от легальности к подполью. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки», 2011, № 2, С. 176—180.
  • Poljakov, Aleksej G. Die viktorianische Strömung in der russischen orthodoxen Kirche am Anfang des 20. Jahrhunderts und das Verhältnis der Kirche gegenüber demsowjetischen Staat // Orthodoxes Forum: Zeitschrift des Instituts für OrthodoxeTheologie der Universität München, 26. 2012, 1, S.27-33 (Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской православной церкви в начале 20 века, и отношение церкви к советской власти // Православный форум: журнал института православной теологии Мюнхенского университета, 26.2012, 1, С.27-33).
  • Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: факторы распространения (конец 1927—1928 гг.). // Религиоведение, 2012, № 1, С.38-47.
  • Поляков А. Г. Взгляды епископа Виктора (Островидова) на Церковь и церковно-государственные отношения в начале XX в. — 1919 г. // Религиоведение, 2013, № 2, 46-51.

Ссылки

Виктор (Островидов) на Викискладе

  • Биография епископа Виктора (Островидова) на сайте Русское Православие
  • Епископ Виктор в Соловецких узах на сайте Соловки энциклопедия
  • Священномученик Епископ Виктор (Островидов). Краткая биография и Послание
  • Священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский на сайте Православие. Ru
  • Епископ Виктор (Островидов) в библиотеке Якова Кротова
  • Кожевников И. Е. Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова)
  • Андрей Горбачев Святители Иларион (Троицкий) и Виктор (Островидов): к вопросу об отношении к декларации митрополита Сергия (Страгородского) // «Русская линия», 11.05.2015

Владимир (Маштанов) (с 2015)
Епископы
Курганские и Шадринские
  • Михаил (Расковалов) (1993—2008)
  • Феофилакт (Курьянов) (2008, в/у)
  • Константин (Горянов) (с 2008—2015)
Епископы
Шадринские
  • св. Иерофей (Афонин) (1923—1924)
  • Стефан (Знамировский) (1924—1926)
  • св. Виктор (Островидов) (1927, назначение не принял)
  • Даниил (Троицкий) (1927—1928)
  • Валериан (Рудич) (1928—1930)
  • св. Евсевий (Рождественский) (1930—1931)

XIX век

XX век

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала епископства. Курсивом выделены временно управляющие.
Мелким шрифтом выделены викарные епископы Екатеринбургские до образования самостоятельной Екатеринбургской епархии.

XX век

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала епископства. Курсивом выделены временно управляющие.
Мелким шрифтом выделены викарные епископы Ижевские до образования самостоятельной Ижевской епархии.

  • Авраамий (Дернов) (1935—1939)
  • Николай (Шкрумко) (2013—2014, в/у)
  • Викторин (Костенков) (2014, в/у)
  • Виктор (Сергеев) (с 2014)

Епископы
Глазовские

  • Никон (Богоявленский) (1889—1893)
  • Симеон (Покровский) (1893—1894)
  • Варсонофий (Курганов) (1894—1904)
  • Филарет (Никольский) (1904)
  • Павел (Поспелов) (1905—1918)
  • св. Виктор (Островидов) (1921—1924)
  • Симеон (Михайлов) (1924—1925)
  • св. Виктор (Островидов) (1926)
  • Симеон (Михайлов) (1926—1927)
  • Авраамий (Дернов) (1929—1935, в/у)

  • Алексий (Кузнецов) (1918—1919)
  • Николай (Покровский) (1919—1920)
  • св. Виктор (Островидов) (1920—1921)

  • Даниил (Кузнецов) (2012—2014)
  • Марк (Тужиков) (2014, в/у)
  • Леонид (Толмачёв) (2014—2018)
  • Фома (Демчук) (с 2018)

Епископы
Уржумские

  • св. Виктор (Островидов) (1920)
  • Евсевий (Рождественский) (1920—1921)
  • св. Виктор (Островидов) (1921—1923, в/у)
  • Авраамий (Дернов) (1923—1927)
  • Георгий (Анисимов) (1927—1937)

Новый комментарий:
«Тверская весть: бывший митрополит Виктор пережил клиническую смерть. «Сердце запустили, а мозг нет».
Всю ночь у постели больного старца дежурил иеромонах Дионисий Батраев, член Общественной палаты Тверской области и известная в мире лунном личность. Этому юноше митрополит завещал всё своё достояние, нажитое непосильным трудом. Оценивается оно в более 1,5 млрд ₽. Это и иконы, книги 15-16 вв, полные наборы архиерейских облачений более 300 комплектов, золотые с брильянтами панагии и кресты… Трёх этажный особняк в центре Твери. Счета в банках. Лучший друг о. Дионисия — митр. Александр Дробинка ждёт эти деньги и облачения в новой украинской церкви. Они как раз к стати. Только вопрос: почему тверские бедные приходы 30 лет собирали по копейке, что бы сейчас Батраев отвёз всё это в новую укроЦерковь??? Требуем отменить решения В. Путина о награждении митр. Виктора Олейника орденами Почета и Дружбы народов, лишения его церковных орденов Владимира 2 ст и Серафима Саровского 1 ст, почетных знаков Губернатора Тверской области — креста св. Михаила Тверского и почетного звания «Почетный гражданин города Твери»!!! Всё это и многое другое значится в его биографии! А ещё в его биографии скандалы с о. Яковом Степкиным, который до сих пор жирует и съедает молодёжь в Ниловой пустыни!!!!

Демина, Абшлава и другие члены Инициативной группы.»
отсюда
P.S. Один реальный Содом…
kalakazo
15 января, 2016
Еще два «выкрика» клириков Тверской митрополии
о своем родимом архипастыре Викторе Олейнике:
«Это психически нездоровый человек!!! Актёр на публику. При этом у него есть возможность отдыхать в дорогих санаториях, лечить нервы и диабет. А у простых клириков, после его постоянных скандалов и поборов, нет такой возможности!!!! Полная Епархия пидорасов. Не геев, а именно пидорасов — отличие в том, что пидорас это распутная и опущенная гей проститутка, отравляющая жизнь нормальным батюшкам. Пусть они лучше официально поженятся как за границей.
Ведь женитьба геев — это честный поступок и желание сохранить верность друг другу. А тут один реальный Содом!!!!
75-летний митрополит ходит в девках у 27 летнего келейника Дионисия Батраева!!!!! Всем стыдно. Нам стыдно!!!! Быть Тверским стыдно!!!!!!»
http://kalakazo.livejournal.com/1564019.html?thread=28362099#t28362099
«Виктор!!! Хоть ты и пидорас, но будь мужиком: уйди сам «на покой»!!! Христос не для тебя родился! Не для тебя распялся! Похититель Божиего достояния! Драгоценные облачения скрывают гнилое нутро!!!! Забери с собой Дионисия Батраева и едь на Украину!!!! Там живите и пойти свои песни. Оставьте русских людей в покое!!!!!»
http://kalakazo.livejournal.com/1564019.html?thread=28361843#t28361843отсюда
«Митрополит Тверской Виктор ради содома пойдёт до конца!
На последнем епархиальном совете иеромонах Филарет (Дмитрий Владимирович Воронцев), 1994 года рождения, Штатный священник Церкови Вознесения Господня д. Дудино Калининского района, подал прошение на перевод в другой храм в с. Кузьменское Калининского района (благочиние Дионисия Батраева). Весь епархиальный совет был против. В частности, иером. Амвросий Желябовский рассказал о его жизни до Тверской епархии и желании «делать карьеру во что бы то нистало». В общем шквале дискуссии встал о. Павел Сорочинский и очень громко сказал, что Филарет просто бежит от ответственности за совращение несовершеннолетнего мальчика (есть заявление матери потерпевшего!!!!). На что митрополит ответил, что об этом ему ничего не известно и что он благословляет служить о. Филарету в храме с. Кузьменское под водительством иеромонаха Дионисия Батраева.
Сам Батраев обещал митрополиту, что он замнет это дело через знакомых в Тверском МВД.
Вот так в Тверской епархии через связи в МВД сам Дионисий Батраев себя однажды отмазал от педофильного дела, а теперь и своего друга Филарета Воронцева, который прибыл в Тверскую епархию через архиепископа Юстиниана, что в Калмыкии».

Священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский

Дни памяти: 22 января (Новомуч.), 19 апреля, 4 июня (Петерб.), 18 июня (обретение мощей)
Виктор (Островидов), еп. Глазовский, исповедник

Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища.

Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро-Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро-Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В.М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви». В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён.

В январе 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (на территории Удмуртии). В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через 5 месяцев он был освобождён. За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению Г.П.У. сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах. Святитель вернулся в Вятку, где имея большое влияние и авторитет у своей паствы, в том же году был назначен епископом Глазовским, а также временно управляющим Вятской и Омской епархиями. Однако он вновь был арестован 14 мая 1926 года по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии и выслан на три года с лишением права проживания в центральных городах и Вятской губернии. Владыка поселился в городе Глазове. С сентябре 1926 года ему было поручено также управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в синоде новоназначенного Вятского архиерея Павла (Борисовского), Владыка Виктор фактически управлял и Вятской епархией.

В конце августа — начале сентября 1927 года епископ Ижевский Виктор получил Декларацию 1927 года, предназначенную для оглашения её духовенству и верующим Воткинской епархии. Известно, что Владыка ещё в 1911 году пророчески писал митрополиту Сергию (Страгородскому, тогда ещё архиепископу), что тот потрясёт Церковь своим заблуждением. Будучи глубоко возмущён содержанием Декларации и не желая оглашать её, епископ Виктор запечатал её в конверт и отправил обратно митрополиту Сергию. Декларация была оглашена только в Вятской епархии, но её практически нигде не приняли, однако общения с правящим архиепископом Павлом не прервали.

Вскоре за этим последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении только что образованной Воткинской епархии на пять частей между соседними епархиями, и в октябре 1927 года епископ Виктор обратился к митрополиту Сергию с достаточно почтительным письмом, пытаясь его убедить изменить занятую им позицию соглашательства с богоборческой властью, требующей бесконечных компромиссов с совестью. Владыка предупреждал, что если митрополит Сергий не пересмотрит свою позицию, то «в Церкви произойдёт великий раскол»: «Дорогой Владыко. Ведь не так давно Вы были доблестным нашим кормчим… И вдруг — такая печальная для нас перемена… Владыко, пощадите Русскую Православную Церковь…». В ответ из Синода епископу Виктору сначала было сделано предупреждение о том, чтобы он, как викарий Вятской епархии, «знал своё место» и во всём подчинялся правящему архиерею, а затем последовал указ о назначении его епископом Шадринским с правом управления Екатеринбургской епархией. Поездка депутации к митрополиту Сергию с просьбой отменить указ Синода закончилась безрезультатно. Епископ Виктор отказался выполнить указ Синода и в Шадринск не поехал.

В ноябре Владыка предлагает архиепископу Павлу Вятскому принести покаяние и отказаться от «Декларации», «как от поругания Церкви Божией и как уклонения от истины спасения». А в декабре он обращался с «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В своём письме Владыка Виктор предлагал пастве не быть «ночными чтителями Истины», но «пред всеми исповедывать истинность Церкви» и путём страданий хранить души в благодати спасения.

Идею «законного существования Церкви» через образование Центрального Управления, признанного властями и обеспечивавшего якобы внешнее спокойствие церкви, Владыка отвергал, называя такое объединение с богоборцами «уничтожением Церкви Православной», превращающей Её «из дома благодатного спасения верных в безблагодатную плотскую организацию» «какового греха не могут оправдать никакие достижения земных благ для Церкви».

Вскоре состоялось совещание Духовного Управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено епископом Виктором и 16 (29) декабря в третьем письме отправлено Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Когда известия о событиях в Воткинской епархии дошли до Вятки, часть местного духовенства, оставшаяся на стороне митрополита Сергия, прекратила поминать за богослужением епископа Виктора. Однако большинство верующих города объединились вокруг пяти храмов, в том числе двух главных соборов, не принявших Декларации.

В результате, как кратковременный визит архиепископа Павла в Вятку, так и его архипастырское послание от 1 (14) декабря с разъяснением положительных результатов для Церкви, достигнутых митрополитом Сергием и его синодом после легализации, оказались безуспешными. Владыка Виктор понял из разговора, состоявшегося с архиепископом Павлом, что «действуют они без благословения митрополита Петра».

Вернувшись в Москву, архиепископ Павел обратился в Синод с жалобой на епископа Виктора и Синод ультимативно потребовал от епископа Виктора немедленного выезда в Екатеринбургскую епархию.

2 (15) декабря 1927 года епископом Воткинским назначен Онисим (Пыляев) с поручением ему временного управления Вятской епархией. Паства епископа Онисима не приняла. Назначение на место епископа Виктора нового архиерея лишь ускорило окончательное отделение. 8 (22) декабря Духовное Управление Глазовской епископии (Вятской епархии) постановило признать епископа Виктора своим духовным руководителем. На протоколе епископ Виктор наложил резолюцию: «Радуюсь благодати Божией, просветившей сердца членов Духовного Управления в сем трудном и великом деле избрания пути истины. Да будет решение его благословенно от Господа…».

Владыка одним из первых среди епископата объявил об отделении и перешёл на самоуправление, возглавив оппозицию, названную его именем (викторианская) в Вятской и Вотской епархиях и объединив приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах.

23 декабря 1927 года определением Временного Синода он был запрещён в священнослужении. Однако Владыка не признал этого определения, говоря, «ведь и раньше нередко бывало… что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли и, по-видимому заботясь о правилах, делали запрещения неподчинившимся их 6езумию». Конечно, отделившихся архиереев сохраняла от обвинения в расколе их верность законному Главе Церкви митрополиту Петру (Полянскому, память 27 сентября), находящемуся в заключении. Уже в начале 1928 года Владыкой было налажено тесное общение с Петроградскими иосифлянами, и вскоре произошло практически полное с ними слияние.

В марте 1928 года Святитель пишет «Послание к пастырям», где снова повторяет свои мысли, выраженные в «Письме к ближним», предостерегая пастырей от принятия идеи насильственного соединения Церкви (путём превращения Её в политическую организацию) с организацией гражданской власти «на служение миру сему, во зле лежащему»: «Дело наше есть не отделение от Церкви, а защищение Истины», — так заканчивал своё послание Владыка. Позиция же митрополита Сергия, по мнению Владыки, исключала подвиг исповедничества, так как он «в силу нового своего отношения к гражданской власти вынужден забыть каноны Православной Церкви, и вопреки им он уволил всех епископов-исповедников с их кафедр, считая их государственными преступниками, а на их места он самовольно назначил не признанных и не признаваемых верным народом других епископов». Вскоре, 22 марта (4 апреля) 1928 года Владыка быль арестован в Глазове и приговорён к 3 годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление священномученику епископу Гдовскому Димитрию (Любимову).

В заключении на Соловках (июнь 1928-1930 гг.) Святитель работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в тайных богослужениях — «рискуя быть запытанными и расстрелянными, Владыки Виктор (Островидов), Иларион (Бельский, память 18 августа), Нектарий (Трезвинский, память 26 августа) и Максим (Жижиленко, память 22 мая), не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершили тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случай ареста и пыток они не могли выдать Г.П.У. воистину тайных епископов».

По воспоминаниям Д. Лихачёва, находившегося в лагере вместе с Владыкой: «Духовенство на Соловках делилось на «сергианское» и «иосифлянское»… . Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодёжь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодёжи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный Виктор Вятский… Он был очень образован, имел печатные богословские труды. От него исходило какое-то сияние доброты и весёлости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили… Вышел приказ всех заключённых постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу одежду. Думаю, что сопротивлялся наш Владыка без озлобления и страдание свое считал милостью ей…». Все свои посылки с материка Владыка раздавал заключённым.

Весной 1930 года Святителя переводят на материк (командировка Май-Губа). По постановлению Г.П.У. по пересмотру дела он был приговорён к ссылке на 3 года в Северный край и, после освобождения из лагеря летом 1931 года, сослан в село Усть-Цильму Северного края. Но через несколько месяцев в 1932 году его вновь арестовали, этапировали в г. Сыктывкар и приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую А.О. Там он проживал в селе Нерица Усть-Цилемского района в доме председателя сельсовета, помогая его семье в простых хозяйственных работах. В то время в селе жили сосланные старообрядцы. Владыка помогал крестьянам колоть дрова, беседовал о вере. Он часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы.

Святитель скончался 19 апреля (2 мая н. ст.) 1934 года от воспаления лёгких. В районный центр его не смогли отправить из-за разлившейся реки.

18 июня (1 июля н. ст.) 1997 года святые мощи Владыки были обретены нетленными на местном кладбище с. Нерица, несмотря на 63-х летнее пребывание их в болотистой почве. В момент обретения мощей бесновавшийся хулитель Имени Божия превратился в кроткого и тихого человека. Кроме того, попросили Крещения люди, шестьдесят лет не знавшие Церкви и Её таинств.

Мощи Святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря (н. ст.) 1997 года состоялось перенесение мощей в храм святого Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря города Вятки, где они пребывают и поныне, источая благоухание и даруя исцеления. Приняв подвиг борьбы за истину, Святитель решительно и бесстрашно встал на путь мученичества за неё. Он шёл на страдания за Христа радостно, как древние мученики, сохраняя дивное спокойствие духа.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.