Византия и западная Европа

Цивилизация возникла 17 в. назад.

Цивилизация остановилась 2 в. назад.

Начав распространяться в Римской империи, христианство стало затем ее официальной религией, что произошло после эдикта императора Константина в 313 г., через три столетия после рождения Христа.

Римская империя, все страны Средиземноморья и некоторые страны, расположенные вблизи Европейского континента, оказалась тем пространством, в котором получила развитие молодая победившая религия.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Христианство Запада было и остается важнейшей составной частью европейской мысли и даже рационализма, который возник из христианства и одновременно против него. В течение всего исторического развития Запада христианство оставалось в центре цивилизации, было его движущей силой даже тогда, когда цивилизация увлекала его за собой или деформировала; христианство было объединяющим фактором и тогда, когда пыталось оторваться от цивилизации.

Нынешний европеец, в массе своей атеист, все еще остается приверженным христианской этике, фундамент его поведения заложен в христианской традиции. Европеец может сказать, что он «христианской крови», хотя и не сохранил прежнюю веру.

Согласно классификации П.В. Чернова она относится к комплексу Горизонтальных цивилизаций. Это — Западная и частично Восточная Европа с отростками и трансплантантами (США. Канада, ЮАР, Латинская Америка, Австралия).

Историческая память Черновым не указывается, возможно, Римская империя. Этнодоминантой являются англосаксы. Генеративно-политический центр цивилизации смещался (Франция — Великобритания — Германия — США).

Переход генеративно-политического центра к трансплантанту (США) опасен, поскольку трансплантант, обладая умами, ресурсами и технологиями, не обладает соответствующей им духовно-исторической базой.

Цивилизационный иммунитет агрессивно-активный. Главное свойство Западно-Христианской цивилизации — принудительное мессианство, подчинение и использование других наций и народностей. Колониализм — неоколониализм — новый мировой порядок. Стратегическая задача — введение «нового мирового порядка».

++++++++++++++++++++

Начав распространяться в Римской империи, христианство стало затем ее официальной религией, что произошло после эдикта императора Константина в 313 г., через три столетия после рождения Христа.

Римская империя, все страны Средиземноморья и некоторые страны, расположенные вблизи Европейского континента, оказалась тем пространством, в котором получила развитие молодая победившая религия. Географической основой христианства стало Средиземноморье, границы которого христианская конфессия затем пересекла.

У христианства оказалось достаточно времени для адаптации к римскому миру, для формирования собственной иерархии, для ведения баталий вокруг догматов веры, что было вызвано как хитросплетениями и ловкостью греческого ума и языка, так и необходимостью уточнить теологические основы христианства, зафиксировать его догмы, определить последствия их принятия.

Этой работой занимались первые Церковные соборы (Никея, 325 г.; Константинополь, 381 г.; Эфес, 431 г.; Хал-кедония, 451 г. и др.), а также Отцы церкви, апологеты христианского учения, которые еще до Константина боролись против многобожества, догматики и определили христианскую доктрину в процессе борьбы против разного рода раскольнических сект.

Когда наступил период нашествий с его апокалиптическими катастрофами, церковь уже вышла из младенчества. К VI с его несчастьями она уже укрепила свои позиции, утвердилась в качестве цивилизации античного мира, который она в известной степени спасет, спасая саму себя.

Церковь спасла себя в рушащемся мире, но для этого ей пришлось совершить тысячи подвигов.

Обратить в свою веру захватчиков; продолжить обращение в христианство крестьян или помешать им отдалиться от церкви; обратить в свою веру жителей новых регионов, на которые распространялось влияние Запада; сохранить свою иерархию и поддержать авторитет Рима и Римского епископа, т.е. Папы, в период, когда феодальный строй раздробил единое пространство Запада на мелкие и мельчайшие владения и епископства; продолжить вести идейную борьбу, наиболее известным проявлением которой было противостояние духовенства и империи, закончившееся Вормсским конкордатом (1122 г.).

Развитие монастырской жизни (бенедектинцы, цистерцианцы) способствовало материальной и духовной колонизации сельской местности в XI-XII вв., а вслед за тем, благодаря проповедям францисканцев и доминиканцев, евангелизации городов (XIII в.).

Каждый век был ознаменован своими баталиями, решением своих задач:
XII в. — борьба с катарской ересью;
бурный XV в. — борьба между Церковными соборами и папством;
XVI в. — начало Реформации, одновременное развитие Контрреформации, проводимой иезуитами, евангелизация Нового Света, авторитарные решения Трвдентского собора (1545-1563);
XVII в. — янсенисты;
XVII в. — ужесточившаяся борьба с определенной формой атеизма, которая оказалась опаснее вольнодумства предшествующего века. Это борьбу церкви не удалось закончить в том же веке из-за разразившейся в конце века Французской революции.

Помимо борьбы со своими идеологическими противниками церковь была вынуждена постоянно противостоять дехристианизации населения, которая зачастую выступала в форме обыкновенного отступления цивилизации. Во всех регионах, удаленных от оживленных путей сообщения (в Альпах, например, или в окраинных районах Европы: Мекленбургеще в XIII в., Литва и Корсика в XV-XVI вв.), по-прежнему возникали те или иные языческие культы: то культ змеи, то культы мертвых или звезд, не говоря уже о разного рода подпитываемых местным фольклором предрассудках, которые церковь, не имея возможности искоренить окончательно, просто прикрывала «легкими одеяниями».

В качестве средств доказательства истинности веры церковь использовала все, что возможно: проповеди, предсказания, административные ресурсы, религиозное искусство и театральные действа, чудеса, почитание святых; это последнее достигало иногда таких масштабов, что вызывало беспокойство самих служителей церкви и заставляло их вмешиваться.

Распространение христианства осуществлялось на двух уровнях: на уровне духовной жизни, где религия отстаивала свое учение от нападок противников, действовавших часто из лучших побуждений, и на уровне воздействия на массы, изолированность и трудный быт которых способствовали ослаблению у них религиозного чувства, отдалению от основ веры.

С X по XIII в. влияние христианства шло по нарастающей. Свидетельством этого может служить строительство множества церквей и монастырей: церковь развивалась одновременно с экономическим ростом и социальным развитием Европы, которая в ту пору была полна жизни и демонстрировала признаки преуспевания.

Затем наступил период черной чумы, повлекшей за собой катастрофический регресс. Развитие пошло вспять, и прогресс христианства оказался приостановленным: сражения и смуты Столетняя воина (1337-1453), как ее называют историки, отразились на ситуации не только в Англии и Франции, но и в других странах Запада.

Начиная со второй половины XV в., поступательное движение христианства возобновилось, и оно продолжило распространяться по всей Европе, вновь обретшей мир, хотя смутная тревога в обществе сохранялась.

Примерно с 1450 по 1500 г. отмечались беспокойные времена, которые историки ошибочно назвали Предреформацией. Ошибка заключается в том, что всеобщая духовная смута той эпохи не означала напрямую появления «протестантского» и протестного настроения, свойственного Реформации. В странах, которые впоследствии остались приверженными Риму, чувство религиозного дискомфорта привело к «Реформации» другого толка — реформации католической, которую историки называют обычно Контрреформацией. Как это часто бывает, выбранное название оказалось не совсем удачным.

XVI и XVII вв. прошли под знаком религиозных страстей, ожесточенных духовных споров, накал которых не должен вызывать удивления: так было во времена мадам де Севинье, Паскаля, Расина, когда противостояние между ригоризмом янсенис-тов и более простой, терпимой и человечной моралью иезуитов было наиболее острым.

В XIII в. вновь наблюдается откат церкви. На сей раз материальный подъем был не на ее стороне. Он способствовал развитию научного и философского движения, направленного против церкви и действовавшего от имени прогресса и разума.

Византийская цивилизация

Лекция 5. Цивилизации средневековья

План:

1. Византийская цивилизация

2. Арабскаяцивилизация

3. Западноевропейская цивилизация в период средневековья

Византийская цивилизация

Следующим после Древности этапом цивилизационного развития стало Средневековье. Византийская цивилизация представляла собой результат синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. История Византийской цивилизации началась в 395 г. с разделом римской империи. Сами подданные называли ее Ромейской(римской), а себяромеями(римлянами). Границы Византии менялись в процессе ее более чем тысячелетней истории, но в периоды своего могущества Византия включала территории Балканского полуострова, Малую Азию, Северную Месопотамию, частьАрмении, Сирию,Палестину, Египет, островаКрити Кипр,Херсонесв Крыму, Лазику наКавказе, некоторые области Аравии.

По экономическому потенциалу области, входящие в состав Византии, были неоднородны. Фракияи Египет являлись житницами империи, в Малой Азии было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Население приморских районов Византии, долин рек и равнин специализировалось на выращивании зерновых культур, оливковых и других плодовых деревьев, винограда. По уровню развития ремесла Византия опережала западноевропейский цивилизованный мир. Большое распространение получил горнорудный промысел. Крупнейшими городами Византии, помимо Константинополя, былиАлександрия(в Египте),Антиохия(в Сирии), Эдеса (вМесопотамии),Тир,Бейрут(в Финикии), Эфес, Симрна, Никея (в Малой Азии),Фессалоники,Коринф(на Балканах).

Население Византии было весьма пестрым в этническом отношении: греки, были также сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты (в Египте), римляне. До VII в. преобладал латинский язык, но со временем государственным языком стал греческий.

Выделяются три этапа развития Византийской цивилизации. Ранний период (IV — первая половина VII вв.), когда формируется византийская государственность и христианство превращается в главенствующую религию. Средний период (вторая половина VII — XII вв.) расцвет византийской цивилизации, когда оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершилась кодификация права, греческий язык стал официальным в государстве.Поздний период (XIII-XV вв.), когда обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.

Император Юстиниан(482-565 гг., вступил на престол в 527 г.) предпринял попытку восстановить Римскую империю в ее прежних границах. При нем в состав Византии вошли Северная Африка, Италия,Сицилия, часть Испании. Был предпринят также ряд мер по укреплению Византийской государственности, в частности кодифицировано римское право (КодексЮстиниана). Развернулось масштабное строительство – храм Св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе.

С VII в. серьезным врагом Византии становятся арабы,которые завоевали Сирию и Палестину. В IX веке начинается длительная борьба Византии с болгарами. В X-XI вв. походы на Константинополь неоднократно предпринимали князья Киевской Руси. В конце XI в. пришедшие из Приаралья турки-сельджуки вытесняют Византию из Малой Азии. 13 апреля 1204 г. крестоносцы, участники 4-го крестового похода взяли штурмом, разграбили и сожгли Константинополь. Византия распалась на несколько частейЛатинскую, Никейскую, Трапезундскуюимперии и Эпирское царство. Вскоре империя была восстановлена, но это было раздробленное феодальноегосударствосо слабой центральной властью. В экономическом отношении Византия попала в зависимость от итальянских городов-республикВенециииГенуи. В 1453 г. турки-османы взяли Константинополь. Константин Палеолог последний византийский император погиб в бою, а Константинополь стал столицей Османской империи и получил названиеИстамбул.

Своеобразие Византийской цивилизации заключается в синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации — крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общиннымземледелием,развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы, сильное государствос развитым римским правом.

В X-XII вв. в Византии складывается крупная феодальнаясобственность, однако византийскийфеодал-землевладелец не был полным хозяином в своем поместье. Особенностью развития Византийской цивилизации было то, что сильная централизованная власть сдерживала рост крупного частного землевладения, ограничивала автономностьфеодальныхпоместий. Но в то же времяфеодализмв Византии не был полностью государственным. Здесь сохранилось римское право, которое узаконивало частную собственность на землю.

Во главе Византийской империи стоял император-автократор(самодержец), именуемый по-греческивасилевс (царь). Василевсобладал почти неограниченной властью. В его подчинении был мощный, но громоздкий государственный аппарат, состоящий из многочисленныхсудебных, военных и налоговых ведомств. Сенат (греч. синклит) выступал каксовещательный орган при императоре. Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее приемлемой и совершенной формы государственности. Идею империи византийцы унаследовали от Рима. Император выступал как господин, правитель, но не собственникгосударствакак на Востоке. Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер.

Господствующей идеологией Византийской цивилизации стало христианство. Утверждению христианства в Византии сопутствовало не только преодоление язычества, но и борьба с ересями — различными недогматическими толкованиями христианских истин. Наиболее распространенными были ереси ариан,несториан,монофизитов,павликиан,богомилов. Теологическиерасхождения стали и внешним фоном разделения церквей (схизмы), события, произошедшего в 1054 г. и повлиявшего на дальнейшее развитие двух средневековых христианских цивилизаций Западноевропейской и Византийской. Религия в Византии выполняла также интегрирующую и стабилизирующую функции.

Под сильным влиянием Античности развивалась византийская наука, стимулируемая потребностями хозяйственного развития и управления страной.

Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация, в которой доминирующим фактором в жизни общества стала религия. Православие выступало идеологической основой Византийской империи. Уникальным свойством Византийской цивилизации было сочетание христианской религии, эллинской культуры и римской государственности.

Византийская цивилизация оказала значительное влияние на цивилизационное развитие Руси, формирование русской идеи всеединства, идей российской государственности.

Арабскаяцивилизация

С VII в. вдоль берегов Средиземного моря стала распространяться новая религия ислам, которая стала одной из мировых религий и легла в основу формирования Арабской цивилизации. Эту цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они принадлежали к группе семитскихнародов. Большинствоарабовк началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова.

Арабыв большинстве своем былиязычниками. В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племенсуществовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог). Так,племякурейшитов, к которому принадлежал и пророкМухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в священном черном камне, в храме Кааба.

Торговые отношения арабовс соседними странами способствовали проникновению в Аравиюхристианства и иудаизма. Таким образом, складывались духовные предпосылки для появления новой монотеистическойрелигии.

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получилханифизм — духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

Первый символ веры приверженцев ислама — шахада (свидетельство), свидетельствует веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Пророка Мухаммада. Мухаммедпосвятил себя духовным поискам и стал одним из ханифов-проповедников. Его учение составило сутьислама, ставшего основой Арабской цивилизации.

Ислам (буквально покорность) вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Священной книгой приверженцев исламамусульман(от муслим — преданный) стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскомупреданию, был передан Аллахом людям через пророкаМухаммеда. Уже после смертиМухаммедаКоран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур). В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланникаМухаммеда.Мусульманедолжны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы.

Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов веры). Первая — шахада. Вторая обязанность ежедневное совершение молитв в соответствии с определенным ритуалом. Третья соблюдение поста, в особенности в месяц рамадан (девятый месяцмусульманскоголунного календаря). Четвертая ежегодное отчисление в пользумусульманскойобщинызаката (одной сороковой доли доходов). Пятая обязанностьхадж, паломничество вМекку, священный городмусульман.

В 622 г. Мухаммедс группой последователей был вынужден переселиться в Ятриб. Там он основалмусульманскуюобщину. Город переименовали в честьМухаммедавМедину(город пророка). 622 год стал началом нового летоисчисления помусульманскомукалендарю.Мухаммедсумел объединить немалоарабскихплемени в 630 г. торжественно въехал вМекку.Меккастала религиозным центроммусульманскогомира. С рождением и утверждением ислама стала складыватьсяарабскаяцивилизация.

VII в. стал веком образования арабскогогосударства, получившего названиеАрабскийхалифат. После смертиМухаммедав 632 г. его преемникомхалифом(заместитель Пророка) был избран Абу Бекр, старый друг и сподвижник Мухамеда. Халифсоединял в своих руках светскую (эмират) и духовную (имамат) власть. Через два года, после кончины Абу Бекра, его сменил другой сподвижникМухаммедаОмар, который правил 10 лет. Третьимхалифомстал Осман из богатогомекканскогородаОмейя. Он правил с 644 по 656 гг. Династия Омейядов правилахалифатомVII-VIII вв. В IX-XIII в. ей на смену пришла династия Аббасидов.

Уже при первых халифахарабыначали завоевательные войны. В течение одного столетия образовалсяАрабскийхалифат, земли которогопростирались от Атлантического океана до Памира иГиндукуша, от Приаралья до Сахары. Это былогосударство, находившееся одновременно на трех континентах Азии, Африке и Европе. Местное население на завоеванных землях быстро исламизировалось.

Однако, уже во второй половине VIII в. начинается ослабление и распад халифата. Этому способствовали различный уровень экономического развития стран, входящих вхалифат, сепаратистские устремления их правителей, борьба различных политических группировок за власть, народные восстания.

Арабскийхалифат, столицей которого первые сто лет былДамаск, а затемБагдад, представлял собой централизованноегосударствос единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов. Верховная власть как светская, так и духовная находилась в рукаххалифа. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат. Центральная власть опиралась на армию и полицию.

Верховным собственником большинства земель в халифатесчиталосьгосударство. Обрабатывали землю крестьяне, выплачивающие поземельную подать. Богатые города со своей системой торговли и ремесла также находились под строгим контролемгосударства. Согласно ценностным ориентациям кочевого и полукочевого общества труд ремесленника считался позорным и ремеслами традиционно занимались зиммии (иудеи и христиане).

К арабскойкультуре в узком смысле слова обычно относят культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложиласьарабскаянародность(Ирак, Сирия,Палестина, Египет, страны Магриба). Эта культурасинтезировала достижения не только собственно арабской, но древневавилонской, персидской, среднеазиатской культур, а также наследие античности. Расцвет арабскойкультуры приходится на VIII-XI века. Они достигли значительных успехов в художественной литературе. Между X-XV вв. сложился популярный сборник народных сказок «Тысяча и одна ночь».

Главными центрами образования у арабовсталимусульманскиесредние и высшие школымедресе(от араб. дараса изучать), которые готовили служителей культа, учителей, государственных чиновников. Арабскаянаука развивалась под сильным влиянием античности, но в то же время она была непосредственно связана с практическими потребностями хозяйственного развития и государственного управления огромной страны.

Весь мусульманскиймир до сегодняшнего дня пользуется созданным в VII в. лунным календарем, где исходной датой считается 16 июля 622 г. дата переселенияМухаммедаизМеккивМедину. Значительны достиженияарабовв сфере медицины. Среди архитектурных сооружений того времени наиболее совершенными былимечетии дворцовые здания. Они украшалисьарабесками тончайшими орнаментами, растительными и геометрическими, с включением стилизованных надписей. Важнейшее искусство мусульманкаллиграфия, т.е. искусство красиво писать.

Арабская цивилизация способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй, основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией.