Выбор понтия пилата

В чем состояло наказание Понтия Пилата? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

Сюжет «романа в романе», автором которого был Мастер, составляла история Иешуа и Понтия Пилата. М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» высказал личную версию библейских событий. Библейская версия и версия автора отличаются: в романе описана сцена допроса Иешуа – Христа – Пилатом, а также сцена казни. Образ Понтия Пилата для Булгакова ничуть не меньше, чем образ бродячего философа. Но раскрывается он не сразу. По началу, Пилат не обращает особого внимания на узника, его больше беспокоит собственная мигрень. Но вскоре становится заметным, что он озадачен, что в нем разыгралась гамма чувств таких как: интерес к проповеднику, отсутствие любого желания быть его палачом, страх перед немилостью Тиверия.

Пилат пытается спасти жизнь Иешуа, но попытки оказываются тщетными. Затем он старается хоть как-то облегчить страдания Иешуа на кресте. Наконец, он отдает приказ Афранию, чтобы тот, отомстив за предательство, убил Иуду.

Возникают вопросы. Зачем Пилат так поступает? Чем задели его последние слова Иешуа, и почему они такие значимые для него? В записках Левия Матвея, которые он с так жадно читает – Пилат разбирает слова о том, что трусость является наибольшим пороком. Он понимает, что данные слова именно о нем. Его никак не могла покинуть столь тоскливая мысль о чьем-то бессмертии. Воланд твердил Мастеру о том, что «рукописи не горят» Но также не горят и слова, которые были записаны Матвеем на пергаменте. Его бессмертие не является бессмертным подвигом Иешуа, оно является бессмертным чувством вины.

Понтий Пилат решает уйти от самого себя и своей совести.


Он постоянно убеждает себя в том, что «пошлой казни» никогда не было. Но как бы Пилат не пытался, он оставался виновником гибели. Во сне он путешествует вместе с Иешуа по лунной дорожке и приобретает чувство освобождения. Но когда он вновь возвращался в реальность, его снова охватывало чувство вечной вины.

В романе Булгаков позволяет Мастеру завершить роман всего одним словом: «Свободен!» и простить Пилата. Однако в Истории имя Понтия Пилата навсегда останется как имя убийцы, который приговорил Христа к мучительной казни.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Cочинение «Роковой выбор Понтия Пилата в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита»»

В белом венчике из роз— Впереди — Иисус Христос
А. Блок
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» события разворачиваются в двух пространственно-временных точках: Москве 20-х гг и древнем Ершалаиме.
В ершалаимских главах романа мы встречаемся с героями, которые имеют евангельских прототипов. В первую очередь это относится к Иешуа Га-Ноцри, Понтию Пилату, Иуде из Кариафа и Левию Матвею. Однако в романе Булгакова они не имеют ничего общего со своими реальными прототипами.
Особенно ярко это можно увидеть в образе Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи.
В Евангелии о Пилате сказано очень скупо, а именно только то, что он участвовал в процессе над Иисусом. Но точно известно, что исторический прокуратор был очень жестоким человеком. В романе Булгакова он показан как человек, которому знакомы муки совести и который терзается от мысли, что обрек на смерть невиновного. Булгаковский Пилат не лишен благородства.
Прокуратор в «Мастере и Маргарите» стоит перед выбором: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, или спасти философа Га-Ноцри.
Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого, несомненно, был Иисус Христос, не показан в произведи нии пророком и богочеловеком. Он всего лишь бродячий философ, который хочет построить «храм, истины». У него есть своя философия, согласно которой все люди добрые. «А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете».
И он не отрекается от нее, даже идя на смерть. Иешуа гибнет физически, но дух его побеждает. В романе он олицетворяет свет и справедливость.
Пилату же суждено мучиться долгих двенадцать тысяч лет, прежде чем заслужить прощение за свой роковой выбор в пользу своей жизни и карьеры.
Однако прокуратор страдает еще до того, как он отправил на казнь Иешуа. Его терзают головная > боль и одиночество. «Беда в том, — продолжал никем не останавливаемый связанный, — что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, — и тут говорящий позволил себе улыбнуться».
Но у прокуратора есть и одна маленькая слабость, — он ненавидит запах роз— которая тоже причиняет ему муки. «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день,так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался все тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?»
Булгаков как бы намерено использует потом словосочетание «одуряющий аромат», чтобы подчеркнуть состояние прокуратора. И все же возникает вопрос, почему же так не любил Пилат запах роз?Роза — один из символов Иисуса Христа. Помните, дети принесли новорожденному Христу розы. Для людей, живших во времена Булгакова, розы ассоциировались прежде всего с христианским учением.
Но Пилат, как человек военный и принадлежавший к клану всадников, предпочитает запах кожи и конвоя. Однако это было бы слишком простой причиной, объясняющей неприязнь иудейского прокуратора к запаху роз.
Причина в другом: Пилат не был христианином. Он был язычником, поэтому вполне естественно предположить, что прокуратор не переносил запах роз, подсознательно соотнося личность Иешуа- Иисуса с розами.
Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни из-за того, что мог лишиться своего статуса и положения. Одним словом, струсил. Человек, проявивший храбрость на поле боя и спасший Марка Крысо- боя от германцев в долине дев, побоялся спасти человека в другой ситуации. Но только потом, уже после казни Иешуа, он понимает, что мог бы пожертвовать своей карьерой и, возможно, жизнью. «Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
— Да, да, — стонал и всхлипывал во сне Пилат.
Разумеется, погубит. Утром бы еще Не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!»
Но роковой выбор был уже сделан, а приказ приведен в исполнение. И изменить ничего нельзя, а остается только страдать от мук совести.
Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри, бродячим философом и врачом. «Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он».
Возможно, в итоге всадник Понтий Пилат передумал и двинулся в ту сторону, где цветут розы. К сожалению, это движение происходит уже не в реальном мире. «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».

Похожие сочинения

  1. Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех Евангелиях и апостольских посланиях. В. И. Немцев пишет: «Иешуа — это авторское воплощение в дела…смотреть целиком
  2. Образ Мастера Мастер это человек высокообразованный, по профессии бывший историк. Мастер выигрывает крупную сумму, бросает работу и начинается заниматься тем, о чём мечтал: пишет роман о Понтии Пилате. Его роман вызвал критику официальных литературных властей, из-за…смотреть целиком
  3. Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные…смотреть целиком
  4. Размышления о любви в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер пишет роман, Маргарита – единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным,…смотреть целиком
  5. Ершалаимские главы у Булгакова Новое! Роман «Мастер и Маргарита» — самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека:…смотреть целиком
  6. Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков писал, с перерывами, с конца 1928 года до самой своей смерти в 1940 году. Ни малейшей надежды на его издание у автора, естественно, не было — он писал потому, что этого требовала его душа, и если и рассчитывал…смотреть целиком
  7. Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».) Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет глубокий нравственно-философский смысл. Проблемы, которые раскрываются в произведении, связаны с вечными человеческими ценностями, такими, как честь, достоинство, совесть, добро и любовь к ближнему. Автор…смотреть целиком