Высшая духовная семинария

Семинарии в Русской Православной церкви

Появление семинарий в России

См. также в статье Церковная реформа Петра I

До XVII века духовное образование в Православии осуществлялось монастырями. В монастырских школах учились даже княжеские дети — здесь находились самые лучшие библиотеки, книги в которых вручную переписывались монахами. В княжеских, архиерейских и приходских школах качество образования и количество учащихся было нестабильным, т.к. это в значительной степени зависело от возможностей своих покровителей.

Предшественниками современных духовных семинарий стали братские школы, появившиеся на территории оккупированных литовцами и поляками юго-западных русских земель. В самой России первым духовным учебным заведением современного европейского типа стала Славяно-греко-латинская академия, первоначально располагавшаяся в Заиконоспасском монастыре города Москвы.

С начала XVIII века при архиерейских домах в Российской империи начали учреждаться семинарии (архиерейские школы). Они были преимущественно сословными учебными заведениями для сыновей духовенства, но первоначально не имели целью подготовку только священнослужителей, ввиду нехватки свободных мест для клириков.

В XVIII веке полный курс, имевшийся далеко не везде, мог занимать 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие. В основе всей системы обучения лежало совершенное овладение латинским языком; все прочие знания давались попутно, из чтения латинских текстов. Постепенное введение греческого началось в конце XVIII века, при митрополите Московском Платоне (Левшине).

В 1814—1818 году была предпринята реформа духовных школ в Российской империи, в результате которой семинарии по своему статусу стали равны гимназиям, тогда как академии представляли собой высшие духовные заведения. До конца 1870-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами; затем доступ этот был закрыт.

Под влиянием митрополита Филарета (Дроздова) в XIX веке происходил постепенный отход от латинский схоластики.

По определению, семинарии представляли собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии находились под общим управлением Святейшего Синода, состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, имевших высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и за выполнением правил устава в общем. Семинарии содержались на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинарией принадлежало ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные.

Обучение в семинариях было бесплатным, причём сироты и дети бедных родителей принимались на казённое содержание. Курс обучения составлял шесть лет. В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий, как уже обучавшиеся в других учебных заведениях, так и получившие домашнее образование; для поступления в 1-й класс установлен был возраст от 14 до 18 лет. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входившие в курс классических гимназий. Для оценки знаний использовалась балльная система: «5» — отлично, «4» — очень хорошо, «3» — хорошо, «2» — посредственно, «1» — слабо. Учащиеся первых трёх классов, показавшие слабые результаты, могли оставляться однократно на второй год в том же классе.

Лучшие воспитанники продолжали обучение в духовных академиях; большая часть воспитанников определялась епархиальным начальством на места священно- и церковнослужителей либо на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения. В конце XIX века лучшие выпускники семинарий получили возможность поступать только в два светских университета:

  • в Томский университет и
  • в Юрьевский университет.

К началу XX века существовало 55 духовных семинарий, в которых учились около 18 тысяч человек.

Семинарии РПЦ в XX веке

Здание СПбС в начале XX века

В начале XX века в студенческой среде российских семинарий распространяются протестные революционные движения. Последовавшие революции и гражданская война в России привели к полному закрытию всех семинарий в СССР. Лишь Великая отечественная война вынудила советское руководство ослабить преследование Православной церкви и позволить её открыть несколько духовных семинарий. К 1989 году в Советском Союзе оставалось только три семинарии:

  1. Московская, с академией и регентской школой
  2. Ленинградская, с академией и регентской школой
  3. Одесская.

После крушения богоборческой советской власти Православная церковь получила полную свободу, благодаря которой было открыто множество семинарий и других церковных учебных заведений.

Список семинарий РПЦ в настоящее время

С начала 2018 года в РПЦ действует более пятидесяти духовных семинарий:

Многие семинарии начинали свою деятельность как Духовные училища, и лишь спустя какое-то время были преобразованы в Духовные семинарии.

Болонский процесс в семинариях РПЦ

В основу деятельности семинарий РПЦ положены «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», принятые Священным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Благодаря этим документам, семинарии стали высшими учебными заведениями РПЦ.

По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в РПЦ продолжается реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России.

В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым:

  • Первый уровень — Бакалавриат, итогом которого становится написание дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». Как и любой другой бакалавриат в России, это завершённое высшее образование. Термин «Семинария» является вторым равнозначным наименованием бакалавриата как духовного учебного заведения в РПЦ. В некоторых богословских учебных заведениях бакалавриат включает 4 обязательных года и 1 пастырский и практический год обучения в семинарии, итогом которого становится написание Дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». В других бакалавриатом называется пятилетнее образование: подготовительный («нулевой») курс + 4 года основного образования. В последнем случае зачисление на 1 курс бакалавриата производится не столько по результатам успеваемости на подготовительном курсе, сколько по результатам дисциплинарных наблюдений.
  • Второй уровень — Магистратура: 2-х годичная программа при Духовных Академиях и других богословских учебных заведениях РПЦ, итогом которой становится написание Магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия». С недавнего времени в некоторых Духовных академиях РПЦ написание Магистерской диссертации является условием обучения в Магистратуре. С началом Болонского процесса в РПЦ термин «Академия» стал иметь двоякое значение: с одной стороны им как официально, так и неофициально называют Магистратуру, с другой — учебное заведение, объединяющее в себе несколько звеньев богословского образования РПЦ, например, бакалавриат (семинарию), Магистратуру, Аспирантуру и Докторантуру.
  • Третий уровень — Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук» (в европейской классификации — «Доктор теологии I степени»). Особо отличившиеся Кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, и защитить Докторскую диссертацию на соискание степени «Доктор богословия» (в европейской классификации — «Доктор теологии II степени» или «англ. Doctor of Divinity»).

Все семинарии РПЦ начиная с 2010 года обучают студентов по программе Бакалавриата в полном соответствии со всеми государственными стандартами, и имеют государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности по специальности «Теология» (031900) высшего профессионального образования. По окончании семинарии выпускники получают дипломы государственного образца со степенью «Бакалавр богословия». В соответствии с нормативами высшей школы, семинарии Русской Православной церкви обустраиваются современными компьютерами и средствами коммуникации.

Процесс преобразования семинарий в высшие учебные заведения сталкивается с некоторыми трудностями. При длительных богослужебных и различных хозяйственных послушаниях ощущается нехватка времени на качественное исполнение возросших учебных программ. Для улучшения образовательного процесса в духовных семинариях вводятся штатно оплачиваемые должности курсовых и индивидуальных наставников (тьюторов), помогающих студентам решать различные учебные и воспитательные проблемы:

  1. разъяснение и примерное исполнение христианских заповедей любви к Богу и ближним,
  2. индивидуальное собеседование с каждым семинаристом для преодоления личных негативных комплексов и вредных привычек,
  3. разрешение недопонимания и конфликтных ситуаций в студенческой среде,
  4. организация досуга (спорт, групповые походы на природу, в театр, паломнические поездки, совместные чаепития в дни рожденья, и т.п.),
  5. проверка выполнения домашних заданий и письменных работ семинаристов,
  6. помощь в усвоении трудного учебного и научного материала,
  7. стимулирование студентов к устранению задолженностей по предметам,
  8. контроль за своевременной и успешной сдачей зачётов и экзаменов,
  9. совместная подготовка проповедей, значимых докладов, презентаций и обсуждение их,
  10. выбор темы сочинения, реферата, курсовых и дипломной работ, их научного руководителя и кафедры,
  11. активная поддержка решимости каждого семинариста определиться в своей личной жизни избранием благочестивой невесты или монашеского жительства с принятием священного сана и достойного дальнейшего служения.

Особенности функционирования русских семинарий

Почти во всех семинариях полностью бесплатное обучение, проживание, 4-х разовое питание, пошив униформы (китель, брюки или подрясник), выплачивается стипендия. На период обучения семинаристам предоставляется отсрочка от армии с возможным её продлением по окончании учёбы, если выпускник продолжит образование в духовной академии или посвятит себя церковному служению. Учебный процесс в семинариях сопровождается активной богослужебной практикой с обязательным посещением воскресных и праздничных богослужений, пением в церковных хорах, пономарствами (иподиаконствами), чтением в храмах на церковнославянском языке, произнесением проповедей, колокольным звоном, выпеканием просфор и различными трудовыми послушаниями. Студенты регулярно принимают участие в различных паломничествах, крестных ходах, музыкальных выступлениях, спортивных соревнованиях, научных конференциях, преподают в гимназиях и воскресных школах взрослым и детям, публикуют духовные статьи собственного сочинения в православных печатных изданиях. В середине обучения (иногда перед самым выпуском) семинаристов, ещё не ставших диаконами, священниками или монахами, постригают в чине хиротесии во чтецов.

Обучение может быть дневное (очное), заочное, экстернат и дистанционное. На пастырское отделение принимаются только лица мужского пола православного вероисповедания не вступавшие брак или находящиеся в первом браке, с полным или специальным средним образованием, в возрасте примерно до 35 лет (очники, а заочники — до 50 лет).

За время обучения студенты проходят курс множества богословских и гуманитарных дисциплин, изучают православное богословие, богослужебный устав, каноническое право, историю Церкви, церковное пение с другими христианскими искусствами, современные иностранные и древние языки, — как специализированные предметы, необходимые для пастырской деятельности, так и общеобразовательные для гармоничного развития личности.

При многих семинариях действуют регентские отделения для молодых девушек православного вероисповедания, имеющих желание стать супругами будущих священников и исполнять клиросное служение. Также есть иконописные отделения. На отделение дополнительного религиозного образования (Вечернее образование) при некоторых семинариях может поступить любой православный христианин, желающий стать катехизатором-миссионером или православным педагогом (для обучения детей). В окормлении семинарий могут находиться и другие школы: гимназии, лицеи, училища.

Ссылки

  • Духовные академии и семинарии
  • Духовное образование в России. XVII—XX вв. В Православной энциклопедии (2000)
  • Мраморнов А. И. Духовная семинария в России начала XX века: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов: «Научная книга», 2007
  • Информационно-аналитический портал Хабаровской духовной семинарии «Православие на Дальнем Востоке»
  • Духовный и интеллектуальный облик российского семинариста в начале XX в.
  • Социальная сеть студентов Духовных школ Русской Православной Церкви
  • Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви.

Действующие

Алма-Атинская • Барнаульская • Белгородская • Витебская (до 1871 — Полоцкая) • Владимирская • Вологодская • Волынская • Воронежская • Екатеринбургская • Екатеринодарская • Донская • Иваново-Вознесенская • Казанская • Калужская • Киевская • Кишинёвская • Коломенская • Костромская • Кузбасская • Курская • Минская • Московская • Николо-Угрешская • Новосибирская • Нижегородская • Одесская • Омская • Оренбургская • Пензенская • Перервинская • Пермская • Полтавская • Почаевская • Рижская • Рязанская • Самарская • Саранская • Санкт-Петербургская • Саратовская • Свято-Троицкая • Смоленская • Сретенская • Ставропольская • Сумская • Таврическая • Тамбовская • Ташкентская • Тобольская • Токийская • Томская • Тульская • Хабаровская • Харьковская • Якутская • Ярославская

Упразднённые

Александровская миссионерская • Архангельская • Астраханская • Благовещенская • Виленская • Вифанская • Вятская • Екатеринославская • Иркутская • Кашинская • Красноярская • Могилёвская • Новгородская • Новоархангельская • Олонецкая • Орловская • Пензенская • Переславская • Подольская • Псковская • Северо-Американская • Севская • Симбирская • Тверская • Троицкая • Уфимская • Харбинская • Холмская • Черниговская • Читинская
Упраздённые, но открытые в составе других поместных церквей: Кутаисская • Тифлисская

Биография

Детство и юность

Родился в еврейской семье (отец: Лев Семёнович Ария, мать: Ида Соломоновна Ария), детство провёл на Украине в г. Харькове. После окончания средней школы в течение года учился на мостовом факультете Новосибирского института военных инженеров транспорта.

Участие в Великой Отечественной войне

В начале Великой Отечественной войны был призван в Красную Армию в Харькове, окончив курсы 19-го учебного танкового полка в Нижнем Тагиле, стал механиком-водителем танка, затем — разведчиком дивизиона гвардейских минометов («катюш»). Участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе, Кубани, Украине, в Болгарии, Венгрии, Австрии, старший сержант. Был дважды ранен.

Адвокатская деятельность

После войны окончил Московский юридический институт (1947; экстерном). С 1948 года — адвокат Московской областной коллегии адвокатов (с 2002 — Адвокатской палаты Московской области).

Среди его клиентов в разные годы были Андрей Сахаров, Роман Кармен, Ролан Быков, Наталья Фатеева, Василий Ливанов, Александр Минкин, Борис Березовский, Иван Федотов и другие. Защищал в уголовных процессах председателя Верховного суда Узбекистана, крупных хозяйственников и финансистов, следователей и адвокатов.

Был защитником ряда диссидентов в 1960—1970-е годы (на процессах в Москве, Ленинграде, Горьком, Риге, Харькове). В частности, в 1968 году на процессе известных диссидентов А. И. Гинзбурга и Ю. Т. Галанскова защищал машинистку Веру Лашкову, печатавшую статьи основных обвиняемых. В 1970 году на процессе по так называемому «самолётному делу» (о попытке группы евреев-отказников угнать самолёт, чтобы получить возможность эмигрировать в Израиль) защищал обвиняемого Иосифа Менделевича, приговорённого к 15 годам лишения свободы. В кассационной инстанции (Верховном суде РСФСР) благодаря активной позиции, занятой адвокатом, срок был снижен до 12 лет.

Также одним из известных дел которые вел Ария Семён Львович было об убийстве известного адвоката Бориса Раскина и его жены в 1965 г. на даче под Москвой. После длительного расследования в убийстве были обвинены их 18-летний сын Виктор с товарищем Сапроновичем. Собранные в деле улики их вины были бесспорны, оба они признали себя виновными. Дело рассматривалось Московским областным судом в 1966 году. Заключительная речь Семёна Львовича в данном процессе считается эталоном адвокатской риторики советского периода. Благодаря Семёну Львовичу приговором было признано, что убийство совершено не по корыстным мотивам (как считало следствие), а на почве личных отношений, но с особой жестокостью. Несмотря на безупречную работу Семёна Львовича, оба подсудимых были осуждены к смертной казни. Жалобы и ходатайства о помиловании были отклонены. Приговор приведен в исполнение в 1967 году.

Одним из получивших известность уголовных дел, в котором в качестве защитника участвовал Ария, было дело актрисы Валентины Малявиной, обвинённой в убийстве своего гражданского супруга артиста Станислава Жданько. Первоначально суд, в котором Ария не участвовал, признал Малявину виновной и приговорил её к 9 годам лишения свободы. Ария убедительно отстаивал версию о самоубийстве Жданько — по его просьбе была проведена серия испытаний на биоманекенах, подтвердившая его точку зрения. Однако новый суд принял компромиссное решение — пересмотреть приговор, но лишь снизив его до пяти лет лишения свободы. Новый приговор открыл возможность для скорого досрочного освобождения осуждённой.

Во время одного из уголовных процессов («дело Журиной») смог доказать, что зуботехнические изделия и вообще бытовые изделия из драгметаллов не могут рассматриваться как валютные ценности, что было подтверждено пленумом Верховного суда СССР.

В возрасте 88 лет участвовал в работе V съезда адвокатов России. Умер в 90 лет в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Духовные институты и семинарии

Первые семинарии появились на территории Российской империи в XVIII веке. Тогда они учреждались при архиерейских домах и принимали на обучение главным образом сыновей тех, кто имел духовный чин. Первоначально в них готовились не только священнослужители, потому что в стране ощущалась острая потребность в клириках. Эти учреждения фактически выполняли те же функции, что и сегодняшние училища.На заре становления духовных семинарий продолжительность обучения составляла 8 лет. За это время молодой человек обучался риторике, философии, грамматике, пиитике, богословию и другим дисциплинам. Кроме того, он должен был освоить латынь, ведь все книги по перечисленным дисциплинам были на латинском языке. Затем митрополит Московский Платон ввел изучение и греческого языка. Только в XIX веке латинская схоластика была оставлена.

Начиная с 1814 года, когда были реформированы русские духовные школы, их приравняли к гимназиям. По окончании семинарии ее выпускник мог, как и гимназисты, поступать в любое высшее учебное заведение.

В семинарии мальчики учились бесплатно. Особо отличившиеся во время учебы затем переходили в духовные академии и получали чины священнослужителя или церковнослужителя. Немало выпускников оставались в духовных семинариях в качестве надзирателей и преподавателей.

К ХХ веку на территории нашей страны функционировало 55 учебных заведений такого рода. Сегодня в Российской Федерации открыты двери 51 семинарии. Все они подчиняются Русской Православной Церкви.

Поступление

Главные требования, предъявляемые к поступающим: это должны быть исключительно мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, исповедующие православие. Абитуриент должен подтвердить свою воцерквленность. Кроме того, обязательно иметь документы об окончании средней школы, то есть аттестат. Лица женского пола поступить в такое учреждение не могут.

Прекрасно, если священник из церкви, которую посещает абитуриент, сможет дать ему свои рекомендации. Также нужно представить свой военный билет.

Как и в любом другом учебном заведении, здесь есть вступительные экзамены. Но это испытания не по математике или другим школьным предметам. Абитуриенты подтверждают свои знания в области Закона Божьего. Кроме того, они должны написать сочинение по одной из церковно-исторических тем. Попадание в семинарию случайных людей не поощряется, поэтому важно, чтобы молодой человек смог подтвердить, что он действительно готов служить людям и имеет опыт духовной жизни, будучи сторонником РПЦ.

Важно и семейное положение поступающего. В идеале, он должен быть холост. Допускаются и те, кто состоит в браке, но только в первом.

Для поступления потребуются следующие документы:

  • заполненное в канцелярии семинарии прошение к ректору;
  • рекомендательное письмо от священника церкви, которую посещает абитуриент (необходимо заверить его у епархиального архиерея);
  • восемь фотокарточек;
  • анкету и автобиографию, заполненные в отделе канцелярии;
  • ксерокопии страниц паспорта;
  • подтверждение медицинского страхования;
  • военный билет;
  • документ о составе семьи поступающего;
  • свидетельства: о браке (если человек женат) и о прохождении крещения;
  • справку из поликлиники;
  • удостоверение чтеца, если молодой человек проходил соответствующее обучение.

Чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, необходимо прочитать литературу на тему православного богослужения, библейской истории, церковнославянского языка, вероучения Церкви и церковного пения.

Кроме экзаменов абитуриенту предстоит прохождение собеседования, во время которого его попросят не только прочитать молитвы, но и суметь правильно их истолковать. Его будут спрашивать о заповедях, тропарях и псалмах. Цель, которую при этом преследует комиссия, — убедиться, что юноша знаком с церковной жизнью и приобщен к ней. Могут прозвучать и вопросы, не связанные напрямую с религией, чтобы выявить интересы и увлечения, устремления и культурный уровень поступающего, узнать, как он будет относиться к тем или иным событиям и явлениям. Сфера духовного очень тонка, поэтому так важны нюансы и высокий нравственный уровень абитуриента.

Обучаться в российских духовных семинариях могут не только россияне, но и жители стран СНГ. Иностранцы, проходящие в них обучение, в основном являются выходцами из тех стран, где христианство преобладает как религия и где их окружало православное общество.

Продолжительность учебы

С 2010 года в семинариях, расположенных в России, действует трехуровневая система получения духовного образования. Учеба на первом уровне займет у студента пять лет, на втором — два, на третьем — еще три года. Таким образом, чтобы дойти до высшего звания — доктора теологии, необходимо проучиться десять лет.

Первая ступень обучения подразумевает окончание бакалавриата. По окончании учебы, когда студент защитит дипломную работу, ему присваивается степень бакалавра богословия. Однако такое образование нельзя считать оконченным высшим. Пять лет учебы включают в себя четыре года по программе бакалавриата, а также один год практики в качестве пастыря. Некоторые семинарии проводят обучение своих студентов по иной схеме: сначала те оканчивают подготовительный годичный курс, а затем проводят четыре года, обучаясь по курсу бакалавриата.

На второй ступени студенты оканчивают магистратуру, что занимает еще два года. Получить звание магистра богословия можно лишь после защиты соответствующей диссертации. Система предполагает, что этот этап проходит уже в академии. Очень часто такие учебные заведения проводят подготовку по всем курсам: от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры.

Третья ступень — это три года в аспирантуре, после которой студент пишет диссертацию. Защитив ее, он становится кандидатом богословских наук. При желании молодой человек может продолжить обучение, поступив в докторантуру и взявшись за докторскую диссертацию. Но эта функция необязательна, можно перейти к труду во имя Бога и не получая докторской степени. Ее можно отнести к дополнительному образованию.

Специальность, по которой студенты получают образование, внесена в официальный перечень специальностей профессиональной подготовки РФ и именуется «Теология».

Российские духовные семинарии
Желающие стать священниками могут попробовать свои силы, поступив в следующие семинарии:

  • Алма-Атинскую;
  • Московскую;
  • Рязанскую;
  • Хабаровскую;
  • Пермскую;
  • Ярославскую;
  • Воронежскую и многие другие.

Всего на территории страны действует 51 учебное заведение такого типа. Их двери открыты для поступающих со всей России.

Кроме того, существуют православные семинарии на территории других государств: США (например, Свято-Тихоновская духовная семинария), Болгарии, Грузии, Сербии, Греции, Израиля и других. Таким образом, поступить в духовный институт может каждый желающий, где бы он ни жил.

Путь веры всегда непрост. Однако служение людям может сделать по-настоящему счастливым тех, кто принял решение нести Божий Закон в мир. Значимость такого решения невозможно переоценить, как и его актуальность и важность в наше время, когда люди отходят от Бога.