Юлианский календарь

Юлианский календарь

Календарь
Данные о календаре
Тип
календаря

Солнечный

Вставка
високосов
1/4
Другие календари
Армелина · Армянский: древнеармянский, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Восточнославянский · Вьетнамский · Гильбурда · Голоценский · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеиндийский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Киргизский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский, григорианский · Римский · Румийский · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайский: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Сегодня среда14марта2019

Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта.

В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».

Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

Введение юлианского календаря

Юлианский календарь был введён эдиктом Юлия Цезаря и основывался на современном ему римском календаре. Римский календарь состоял из двенадцати месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина года, в каждом втором году между VII и VI днями до мар­товских календ (между 23 и 24 февраля) вставлялся дополнительный месяц Мерцедоний). Решение о вставке дополнительного месяца принималось понтификом. В период смуты это происходило нерегулярно, кроме того, понтифик порой принимал решения по политическим мотивам, желая удлинить или укоротить правление тех или иных консулов (два консула избирались на год и правили от января до января следующего года).

На момент прихода к власти Цезаря календарные даты заметно отличались от ожидаемых времён года. В 46 году до н. э. Цезарь провел календарную реформу, целью которой было восстановить синхронизацию календаря с временами года и избежать подобных проблем в будущем. Цезарь реформировал календарь, изменив длины месяцев так, чтобы в сумме они составили 365 дней. Раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день. Плиний пишет, что эта реформа была разработана с помощью александрийского астронома Созигена. Календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э.

Чтобы восстановить соответствие календаря временам года, Цезарь вставил 67 дополнительных дней между ноябрем и декабрем, разделив их на два месяца (Intercalaris Prior и Intercalaris Posterior). Вместе с Mensis Intercalaris 46 год до н. э. длился 445 дней.

Цезарь переименовал месяц квинтилис (Quintilis) в свою честь, дав ему имя Iulius (июль). Впоследствии несколько императоров называли месяцы своими именами, но, помимо июля, лишь август, названный в честь преемника Цезаря, остался до сих пор.

Структура юлианского календаря

В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше продолжительности тропического года (средняя продолжительность — 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды) на 11 минут и 15 секунд.

365 , 25 = 365 + 0 , 25 = 365 + 1 4 {\displaystyle 365,25=365+0,25=365+{\frac {1}{4}}}

В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; первым днём года может быть любой из семи дней недели с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт 2 × 7 = 14 вариантов календаря.

Юлианский календарь на 2019 год
Январь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Февраль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28
Март

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Апрель

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Май

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Июнь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Июль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Август

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Сентябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Октябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Ноябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Декабрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Месяцы

Счёт по костяшкам рук: «бугорок» — 31 день, «впадинка» — 30 дней (для февраля 29 или 28 дней)

Месяц Количество дней
1 Январь 31
2 Февраль 28 (в високосном году — 29)
3 Март 31
4 Апрель 30
5 Май 31
6 Июнь 30
7 Июль 31
8 Август 31
9 Сентябрь 30
10 Октябрь 31
11 Ноябрь 30
12 Декабрь 31

Правило запоминания количества дней в месяце

Существует простое правило запоминания количества дней в месяце — «правило костяшек».

Если выставить перед собой составленные вместе кулаки так, чтобы видеть тыльные стороны ладоней, то по «костяшкам» (суставам пальцев) на краю ладони и промежуткам между ними можно определить, является какой-либо месяц «длинным» (31 день) или «коротким» (30 дней, кроме февраля). Для этого нужно начать считать месяцы с января, отсчитывая костяшки и промежутки. Январю будет соответствовать первая костяшка (длинный месяц — 31 день), февралю — промежуток между первой и второй костяшками (короткий месяц), марту — костяшка, и т. д. Два следующих подряд длинных месяца — июль и август — попадают как раз на соседствующие костяшки разных рук (промежуток между кулаками не считается).

Существует также мнемоническое правило «Ап-юн-сен-но». Слоги этого слова указывают на названия месяцев, состоящих из 30 дней. Известно, что февраль, в зависимости от конкретного года, содержит 28 или 29 дней. Все же остальные месяцы содержат 31 день. Удобство данного мнемонического правила заключается в отсутствии необходимости «пересчитывания» костяшек рук.

Юлианский календарь на Руси

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летосчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летосчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летосчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летосчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 декабря 7208 года (19 (29) декабря 1699 года) после 31 декабря 7208 года следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…».

7208 год, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.

Вытеснение григорианским календарём

См. также: Григорианский календарьСоветский «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря»Приказ по «белому» гарнизону города Харькова 25 июня 1919 года: завтрашний день считать 13 июня в связи с отменой григорианского и переходом на юлианский календарь

Продолжительность года в юлианском календаре 365 1/4 дней, что на 11 с небольшим минут больше, чем длина солнечного («тропического») года, каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Наибольшую проблему представляло смещение дня весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха. Для расчёта дня Пасхи в юлианском календаре дата весеннего равноденствия условно принята 21 марта. В XVI веке весеннее равноденствие происходило примерно на десять дней раньше, 11 марта. Разница была замечена ещё в начале второго тысячелетия, возникла необходимость коррекции календаря, однако только в 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря. В новом календаре, получившем название григорианского, уменьшили количество високосных лет и применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта было пропущено 10 дней, и в 1582 году следующий после 4 октября день был объявлен 15 октября.

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В России григорианский календарь был введён с 14 февраля 1918 года декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года. Последним днём юлианского календаря являлся день 31 января 1918 года. Дни с 1 по 13 февраля 1918 года в Советской России официально не существовали.

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

Юлианский календарь в богослужении

Православие

См. также: Православный календарь

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют многочисленные неканонические юрисдикции.

С 15 июня 2014 года на юлианский календарь перешла (точнее, вернулась к нему) Польская православная церковь.

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия и украинское викариатство), греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, — по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи — по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Католицизм

Юлианский календарь используют поместные Украинская грекокатолическая церковь (за исключением приходов украинской диаспоры) и Российская грекокатолическая церковь, которые принадлежат к 22 Восточнокатолическим церквам.

Разница в датах между юлианским и григорианским календарями

См. также: Високосный год

Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные четырём (делящиеся без остатка на 4). В григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но годы, также кратные 100, являются високосными только тогда, когда они также кратны 400. Таким образом, скачок, увеличивающий разницу между календарями на один день, происходит 1 марта завершающего столетие года, номер которого кратен 100 и не кратен 400.

Дата 5 октября по юлианскому календарю соответствует дате 15 октября 1582 года по григорианскому календарю; остальные даты периодов соответствуют датам 1 марта — 29 февраля по юлианскому календарю.

Разница дат юлианского и григорианского календарей по периодам:

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

В связи с нарастанием разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января, хотя в литургическом календаре данный день будет соответствовать 25 декабря (по старому стилю).

В ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) — даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии). В России принято отмечать события, произошедшие после 15 октября 1582 года, по григорианскому календарю, кроме случаев законотворческих ошибок.

Примечания

  1. А. Н. Зелинский. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст. М., 1978. С. 62—135.
  2. Климишин, 1990, с. 282, 287—292.
  3. Климишин, 1990, с. 375—384.
  4. О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира :Именный : № 1735, 19 декабря 1699 г. /Петр Алексеевич. //Российская империя. Полное собрание законов Российской Империи c 1649 года. Том 3, 1689—1699. — Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — С. 680—681
  5. В России введён Юлианский календарь. Calend.ru. Проверено 13 марта 2019.
  6. История календаря в России и в СССР
  7. Крис Тёрни. Изменчивый календарь // Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло = Bones, Rocks and Stars: The Science of When Things Happened. — Альпина нон-фикшн. — 240 p. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91671-087-8, ISBN 978-0-230-55194-7.
  8. Zmiana kalendarza liturgicznego. (польск.)
  9. Православные Польши вернулись к юлианскому календарю // Фома, журнал, официальный сайт, 05 февраля 2015 г.
  10. Молдавская митрополия РПЦ требует от властей Молдавии пересмотра решения об объявлении 25 декабря выходным днем, Regnum (10 декабря 2009). Проверено 26 августа 2017.
  11. Mitropolia Banatului (рум.) (недоступная ссылка). Secretariatul de Stat pentru Culte. Проверено 26 августа 2017. Архивировано 26 августа 2017 года.
  12. Селешников С. И. История календаря и хронология. — М.: Наука, 1970. — С. 70—72. — 224 с. — 11 000 экз.
  13. Климишин, 1990, с. 308—309.
  14. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. — М.: Наука, 1991. — С. 140—146. — 288 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-02-014563-7.
  15. Nautical almanac offices of the United Kingdom and the United States. Explanatory Supplement to the Astronomical Ephemeris and The American Ephemeris and Nautical Almanac. 1961 page 417. (англ.)
  16. Православие и мир. О календаре. Новый и старый стиль: по юлианскому календарю «день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну».

С чего все началось

Жизнь человека всегда была подчинена трем различным временным циклам. Вращение Земли вокруг своей оси, вызывающее смену дня и ночи, — суточный цикл; вращение Луны вокруг Земли — месяц; Земли вокруг Солнца — год. На этой основе и были созданы календари.

Но если касательно первых двух циклов — суточного и месячного — календари разных народов мира были более или менее согласны друг с другом, то, что касается исходной точки отсчетам, то есть когда именно начинается год и какой год вообще следует считать «первым в истории», существовали значительные разногласия. Первым годом назывался, в зависимости от государственных или религиозных предпочтений, и год сотворения мира тем или иным божеством, и год начала правления того или иного правителя, и год основания той или иной правящей династии… да мало ли что еще! Древнегреческие историки ввели е календарное дело, понятие эры — временного промежутка с начала какого-либо важного исторического события. На этой основе появился и тот календарь, которым пользуемся мы с вами. Его история значительно короче, чем история китайского или, скажем, индийского календаря — всего около 3000 лет, но не менее интересна и насыщена самыми разнообразными, иногда даже драматическими событиями.

«Врата бога»: первая эра

Первая эра регулярного и правильного, с точки зрения древних историков, календарного счисления времени началась в 747 году до нашей эры, с вступлением на престол просвещенного вавилонского царя Набонассара. Надо сказать, что в те времена и древнегреческая, и тем более древнеримская кусты ура была еще очень далека от своего расцвета, и столица Месопотамии Вавилон, что в переводе с аккадского означает «Врата Бога», считалась культурным, религиозным и научным центром цивилизации, достойным соперником Египта.

Эра Набонассара длилась 1032 гора и закончилась приходом к власти римского императора Диоклетиана (284 год). Видимо, греческие историки не нашли в этот период ничего достаточно интересного, заслуживающего смены эр, а вот Диоклетиан сумел их убедить, что начало его царствования — самое судьбоносное событие за последнюю тысячу с лишним лет. И, безусловно, достойно того, чтобы началась новая эра — эра Диоклетиана.

Летосчисление от Диоклетиана, кстати, до сих пор сохранилось в некоторых церковных календарях потомков эфиопских и египетских христиан-коптов.

От Цезаря до Дионисия Малого

Гай Юлий Цезарь, родившийся в 100 году до нашей эры (или в 647 году эры Набонассара), не интересовался такими «мелочами». Он просто взял и ввел свой календарь, сделав его употребление обязательным во всей Римской империи. Лучшие астрономы Александрии во главе с Созигеном несколько лет готовили календарь, который и дошел до наших дней под названием юлианского. Счет времени по юлианскому календарю начался 1 января 45 года до нашей эры, то есть за 15 месяцев до гибели Цезаря от руки предателей-сенаторов во время Мартовских ид (празднеств) 44 года до нашей эры.

Юлианский календарь после незначительных усовершенствований оставался единственным календарем в Европе до конца XV столетия. Им руководствовались и христианские историки, высчитывая точное время рождения Христа.

И только римский монах Дионисий Малый, в 525 году определивший дату Рождества Спасителя по сопоставлению данных различных Евангелий, предложил не только пользоваться юлианским календарем, но и первым годом, годом начала новой эры, считать год Его рождения. Это было принято обществом далеко не сразу, а самого Дионисия даже постигли некоторые гонения.

До XVI века на большинстве документов Католической церкви обязательно ставилась дата «от сотворения мира» (которое якобы произошло за 5509 лет до нашей эры), а дата «от Р.Х.» (от Рождества Христова) считалась необязательным дополнением. Само понятие «христианская эра» в летосчислении появилось примерно в то же время.

В России, согласно указу Петра I от 15 декабря 1699 года: «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» год 7209 «от сотворения мира» было приказано считать 1700 годом «от Рождества Христова». Так, вслед за 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» в Российской империи наступило 1 января 1700 года от Рождества Христова.

Все врут календари?..

Однако определение «начала отсчета» или «первого года», оказалось не единственной проблемой календарей. За какие-нибудь полторы тысячи лет стало ясно, что юлианский календарь, мягко говоря, не совсем точен.

Дело в том, что продолжительность года не равна 365 суткам; по точным астрономическим расчетам она составляет 365 суток 5 часов 48 минут и 45,9747 секунды. Чтобы привести юлианский календарь в соответствие с астрономическими данными, длительность года стали считать равной 365 суткам и 6 часам, из-за чего каждый четвертый год сделался високосным, длительностью 366 суток.

Казалось бы, проблема решена… Не тут-то было! Разница между новой, юлианской продолжительностью года в 365 суток и 6 часов и реальной астрономической все же оставалась — 11 минут 14 секунд.

И это вовсе не пустяки: за 128 лет из-за этой разницы набегали целые сутки! Постоянная астрономическая точка зимнего солнцеворота (нынче зимнее солнцестояние отмечают в разные годы от 20 по 22 декабря, в частности в 2018-м оно приходится на 21 декабря) все больше смещалась, отставая в календаре от истинного времени.

К концу XIV века эту разницу стало уже невозможно игнорировать. Лучшие европейские умы того времени, с официального разрешения Католической церкви, занялись очередной «правкой» юлианского календаря. Работа оказалась непростой и заняла много времени. Уточненный календарь, по которому ошибка в одни сутки набирается не за 128 лет, а за 3280, был представлен обществу лишь в 1582 году. Папа римский Григорий XIII специальным указом (папской буллой) утвердил во всех католических странах сдвиг по времени на целых 10 суток вперед и ввел новый, григорианский календарь.

Так совершилась последняя (пока) «календарная революция». В настоящее время большинство стран мира живут по григорианскому календарю. В России переход на григорианский календарь произошел в 1918 году. Но, поскольку Русская православная церковь этого перехода не признала, и церковные празднества по-прежнему происходят по юлианскому календарю (иначе говоря, по «старому стилю»), церковное времяисчисление отстает от астрономического на 13 суток. Благодаря чему мы и празднуем Новый год дважды — по новому и по старому стилю…

Справедливости ради надо отметить, что «старый стиль сохраняет не только РПЦ, но и Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афонские монастыри. А в некоторых православных церквях (таких как Константинопольская, Александрийская, Румынская, Болгарская), перешедших все-таки в XX веке на григорианский календарь, произошел нешуточный раскол на «старо-стильные» и «ново-стильные». Так что, держа в руках маленький карманный календарь, перелистывая страницы откидного или отрывая листки отрывного, не забывайте: вы прикасаетесь к Истории!