Животные после смерти

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

В толковании на первую главу книги Бытия святитель Василий Великий ясно говорит о том, что душа животных, в отличие от человеческой, разрушима. «Да изведет земля душу живу. Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу. Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я). Из земных созданий только человек сотворен по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души.

Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдет преображение природы? Мнения экзегетов принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие нет. Сторонники первого мнения могут найти некоторую опору в Священном Писании. Земной рай, в котором нашлось место и бессловесной твари, был предъизображением небесного рая. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что Бог «все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет в образ будущего века» (Слово сорок пятое). Св. Исаия, изображая будущее Царство Мессии, пророчествует: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:1-9). И у св. апостола Павла имеется пророчество о будущем состоянии мира: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только , но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23). Это место у святых отцов изъясняется не однозначно. Блаж. Августин понимает под тварью только человеческий род. Однако св. Симеон Новый Богослов видит в словах апостола указание на будущее обновление, которое совершится над всем тварным миром: «Но посмотрим, как тварь имеет возобновиться, и придти опять в состояние первоначальной красоты? Полагаю, что ни один христианин не подумает не поверить словам Господа, давшего обетование сделать небо новым и землю новою, т.-е., что как собственные наши тела, разрушающиеся теперь на стихии и однакож в ничто необращающиеся, опять возобновлены будут через воскресение, — так и небо и земля со всем что на ней, т.-е. вся тварь имеет возобновлена быть и освобождена от работы тлению, и эти стихии вместе с нами сделаются причастными светлости, происходящей от Божественного огня <…> Таким же образом и тварь, обветшавшая и ставшая непотребною по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и перелита, и явится новою, несравненно светлейшую, нежели как она теперь есть. Видишь, как все твари имеют обновиться огнем» (Слово сорок пятое).

При всей ясности пророчеств о будущем обновлении тварного мира, мы стоим перед тайной. Какие именно бессловесные твари будут с человеком в будущей жизни? Вряд ли все несчетное множество всех животных, живших прежде, будут обитателями новой земли. Возможно, те из них, которые будут жить в последние мгновения падшего мира.

Человек духовно здоровый не может не любить те создания, которые сотворил Бог. Поэтому смерть наших домашних животных вызывает печаль. Однако она бывает нередко чрезмерной. В таких случаях мы имеем повод задуматься о правильности нашего духовного устроения. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если мы научимся это соблюдать, то любовь к животным в нашей душе займет свое устойчивое, но скромное место.

Универсальный Путь

Вопрос: Дорогой Иисус, все ли животные, в том числе домашние, имеют душу? Если так, то души животных такие же, как и наши?

Что происходит с животным, таким как домашнее животное, когда оно переходит на другую сторону? Отличается ли переход животных от перехода человеческих душ? Отправляются ли души животных туда же, куда и наши? Наконец, будет ли у нас возможность увидеть наших любимых питомцев на другой стороне? Спасибо за твое время.

Ответ Иисуса:

Животное не имеет индивидуальной души. Сознание, которое дает жизнь физическому телу животного, является проявлением групповой души. Человеческая душа является расширением Я ЕСМЬ Присутствия и сделана из энергий духовного мира. Коллективная душа животных состоит из энергий материального царства. Тем не менее, эта групповая душа все же может развиваться, вот почему животные могут адаптироваться к изменениям окружающей среды или почему собаки сегодня могут выучить такой трюк, который они не могли сделать несколько поколений назад.

Когда тело животного умирает, сознание, оживлявшее его, вливается обратно в групповую душу. Таким образом, сознание — было бы неправильно сказать душа — домашнего животного не идет в то же место, что и душа его владельца.

Я знаю, что многие владельцы домашних животных будут возражать против этого учения, потому что они чувствуют, что их питомцы имеют отчетливую индивидуальность и личность. Однако, хотя это наблюдение верно, это не значит, что домашние животные имеют индивидуальные души.

Мир форм создан из духовной энергии, которая была понижена в вибрации, приобрела определенную форму и поддерживает ее. Как я объясняю на этом сайте, все сделано из субстанции Бога, которая есть сознание. Как объясняет Мать Мария, субстанция Бога, Свет Ма-тери, может принимать форму только под воздействием сознательного ума. Поэтому процесс создания мира форм включает в себя сознательных существ на многих уровнях. Некоторые из этих существ — те, которых некоторые эзотерические учения называют «элементальными строителями формы» или просто «элементалами». Люди на протяжении веков видели их как духов природы, таких как гномы, феи и сильфы.

Эти элементальные существа не имеют индивидуальных душ, которые есть у человеческих существ. Тем не менее, служа человеку, они могут постепенно подняться до уровня, где могут получить человеческое тело, эволюционировать дальше и, в конечном счете, вознестись в духовную сферу. Многие люди, которые имеют очень тесную связь с природой, являются воплощенными элементалами. Для того чтобы достичь уровня, на котором они могут пребывать в человеческом теле, элементальные существа должны служить человеку.

Всё в мире форм поддерживается потоком духовной энергии, текущей в этот мир. Некоторая ее часть проходит через сознание человеческих существ и направляется вашим вниманием. Таким образом, всё, на что вы направляете свое внимание, вы будете усиливать духовной энергией. Когда вы направляете внимание на своего питомца, духовная энергия течет на него и усиливает его сознание. Это может сделать возможным обитание элементальных существ в теле животного.

Поскольку элементальное существо обладает более высокой формой сознания, чем само животное, домашнее животное, в котором обитает элементал, может приобрести выраженную индивидуальность и личность. Однако важно признавать, что элементалы низких уровней сознания — просто подражатели. Так что, вы видите отраженную от животного собственную индивидуальность и личность, отзеркаленную элементалом, и это не означает, что домашнее животное имеет индивидуальную душу. Именно поэтому вы часто видите поразительное сходство между собакой и ее владельцем.

Человека привлекает особая порода собак, потому что эта порода отражает характеристики его личности (порода фактически возникла как выражение определенного типа личности). Затем владелец проецирует свою личность на собаку, что увеличивает сходство.

Поскольку животные не имеют душ, они не попадают туда же, куда и человеческие души. Вполне возможно, что вы можете встретить своего питомца после смерти. Тем не менее, это будет проявлением, созданным вашими духовными учителями, чтобы облегчить ваш переход из тела и вашей прошлой жизни.

Я знаю, что некоторые экстрасенсы, особенно в последние годы, утверждают, что могут общаться с умершими домашними животными. В некоторых случаях возможно общаться с элементальным существом, которое жило в домашнем животном. Такой элементал на самом деле может следовать за человеческой душой и жить в нескольких домашних животных, принадлежащих человеку в течение жизни, а в некоторых случаях в течение нескольких жизней. Все же в большинстве случаев такое общение ведется с низшими духами в психическом царстве, которые стремятся украсть человеческую энергию, заставляя людей отдавать им свое внимание. Они будут создавать иллюзию того, что люди общаются со своими питомцами, чтобы получить их внимание и энергию.

Как я объясняю на этом сайте, ключ к спасению — в достижении Христосознания. Для того чтобы достичь этого состояния сознания, вы должны оставить позади ограниченное чувство идентичности, которое возникает из плотского ума. Таким образом, можно сказать, что одной из самых важных способностей для прогресса на духовном пути является способность полностью и окончательно оставить что-либо позади. Вам необходимо быть готовыми полностью отказаться от прошлого, всех ваших привязанностей к материальному миру и вашему смертному чувству идентичности. Это включает в себя и умершее домашнее животное. Это даже включает в себя отпускание людей, которые умерли или с которыми вы были разделены другими способами.

Плотское состояние сознания очень привязано к вещам этого мира, в том числе к вещам из прошлого, которые были утеряны, но плотский ум отказывается принять их как утрату. Это то, что мешает вам продвигаться на вашем духовном пути, и привязанности к прошлому могут в буквальном смысле удерживать вас вне Небес. На самом деле, именно такие привязанности заставляют вас перевоплощаться на Земле. Вы будете продолжать перевоплощаться пока полностью и окончательно не отпустите все привязанности к этой планете.

Таким образом, каждому духовному искателю необходимо сознательно развить способность и готовность оставлять позади то, что изменилось и не может быть возвращено. Люди, которые являются наиболее успешными на духовном пути — это те, кто лучше всего умеет отпускать. Тот, кто хочет жизнь свою сберечь, потеряет ее, а кто готов потерять свою земную жизнь ради меня, обретет бессмертную жизнь Христосознания.

К разделу Другое
К разделу Ответы на вопросы

Многих верующих людей интересует вопрос есть ли душа у животных. Ведь наверняка каждый, кто держал в своем доме любимца знает, как тяжело его терять. И каждом бы хотелось, попав в рай встретить там своего любимца. Нужно сказать, что мнение на этот счет не однозначное. Одни священники утверждают, что она есть у животных, а другие говорят, что нет. Что об этом говорить нам Библия попробуем разобраться ниже.

Есть ли душа у животных по Библии

Понятие душа каждый трактует по-своему. Те, кто верит в Бога понимают это слово как сознание, эмоции, характер. Для многих верующих люде душа означает еще и связь между жизнью и ожидаемой вечностью. Но эти понятия больше касаются человеческого существования.

Те, кто хоть раз держал животное на руках тоже скажет, что ему свойственные такие же эмоции как и человеку. Но это не совсем так. Да, животные также понимают и имеют свои эмоции, имеют индивидуальный характер. Конечно, у них есть наличие души, но согласно Библии, она по отличию от человеческой является разрушимой. То есть, после того как животное умирает — его душа умирает вместе с телом.

Уже на первых страницах Библии говорится о творении мира. Впервые понятие души встречается тогда, когда рассказывается о творении рыб и птиц. После чего идет повествование о том, что земля производит души животных. Потому на вопрос «Есть ли душа у животных?» православие дает утвердительный ответ, да она есть, но вот что происходит с душей после смерти, Библия однозначного ответа не дает.