Животворящий крест в арзамасе

Августа 23, 2008

Дивеево-Арзамас-Муром: прикосновение к святыням

Вот умрем мы – поведут нас рай смотреть,
а святые нас увидят и скажут:
«А мы их знаем, они к нам приезжали».

Кристина Коева

Перед началом учебного года, в конце августа, слушатели богословских курсов милостию Божией сподобились побывать на Дивеевской земле, приобщиться к святыням Мурома и Арзамаса. Увиденное и испытанное сердцем вызвало в них непреодолимое желание поделиться духовной радостью, обретенной на этой благодатной земле.

Отправляясь в паломническую поездку по маршруту Дивеево – Арзамас – Муром, думали о батюшке Серафиме, о канавке Царицы Небесной, о святых Петре и Февронии, Илье Муромце. Увиденное же в поездке открыло ее участникам целый пласт Святой Руси, которая до сих пор жива и напоминает о себе острой болью изуродованных икон, разрушенных монастырей и радостью икон просветляемых, чудесным обретением казалось навсегда утраченных святынь и той благодатью, которая рождается в душе при посещении святых мест.

ДИВЕЕВСКАЯ ОБИТЕЛЬ

Я молился, радость моя, дабы вода сия
в колодце была целительной от болезней.

Преподобный Серафим Саровский

В Дивеево прибыли в 6 утра и сразу направились к источнику Серафима Саровского в Цыгановке. Саровская пустынь прославилась источниками еще при жизни батюшки Серафима. Многочисленные паломники приезжали и приходили пешком за сотни верст, чтобы окунуться в воды здешних родников. В советское время почти все источники были засыпаны и уничтожены, но Божией милостью были явлены на новом месте. Одним из них является источник преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Уже в послевоенные годы один из охранников военного объекта, расположенного в этих местах, сподобился видеть «дедушку», который три раза ударил посохом о землю – и из нее забила вода. Этот источник властям засыпать не удалось: ковш экскаватора беспомощно скользил по земле как по твердому камню, а вскоре распоряжение об уничтожении отменили.

Теперь на этом месте – искусственное озеро из святой ключевой воды, напротив – часовня, также возведенная при попечительстве преподобного старца. Окунувшись в источник, смыв с себя земные заботы и попечения, направились в обитель.

Всех поразил Преображенский собор. Еще 20 лет назад в здесь царила мерзость запустения: был гараж, тир, на крыше росли деревья. Освящение главного престола состоялось 10 лет назад, 3 сентября 1998 года. Сейчас этот высокий белоснежный храм является украшением Дивеевской обители. Участники поездки с удивлением отметили чудесное явление: храм словно фатой накрыт белоснежной дымкой, не исчезающей ни при ярком солнце, ни при наступлении сумерек. Одному Богу ведомо, отчего является эта дымка: создается ли этот эффект вертикальным узором лепнины или, быть может, является видимым знаком присутствия благодати Божией в месте сем.

Немного придя в себя от увиденного, направились в Троицкий храм – к мощам батюшки Серафима, встречавшего при жизни всех теплым приветствием: «радость моя!» и завещавшим перед своим уходом: «Когда меня не станет, приходите ко мне на гробик, как к живому, и все расскажите». Радость и трепет перед приближением к святым мощам, у каждого свои печали и воздыхания, – и бесконечные тепло, ласка и утешение, изливающиеся на всех, приходящих за помощью к святому угоднику Божию.

В храме Рождества Богородицы приложились к мощам святых дивеевских жен: преподобных Александры, Марфы и Елены, современниц батюшки Серафима, явивших своей жизнью образ истинного служения Богу и людям, и в октябре 2004 года причисленных к лику святых.

Есть одно особое место в обители,
место утоления всякой скорби и печали –
это Канавка.

Священник Василий Тигров

Вечером, после всенощной и ужина, вместе с крестным ходом пошли на канавку Богородицы. Впереди с пением «Богородицы» идут монашенки. Тихо. Темно. Ветра нет. Земли не видно. И только подсвеченные ветви берез над головой. Такое впечатление, что идешь по веткам берез. Словно дорога в небеса. Долго потом не оставляло ощущение неземной благодати. Как говорил батюшка Серафим, Канавка – это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель.

Недалеко от канавки – лиственница, посаженная в 1904 году, в год рождения наследника Российского престола, царевича Алексея, у которой ежедневно проходят молебны царской семье. У входа на канавку – белоснежное Распятие со Христом, а в конце – Богородица на кресте. Богородица на кресте? Возможно ли это, подумалось вначале. А потом пришло осознание того, что Богородица и впрямь приняла крестные муки, видя, как был распят Христос за грехи людей, приняла крестные муки и до сих пор не сходит с креста, являясь молитвенницей за всех нас пред престолом Всевышнего.

Счастлив всяк, кто у убогого
Серафима в Дивееве пробудет… от утра и
до утра, ибо Матери Божия, Царица
Небесная, каждые сутки посещает
Дивеево.

Подошел к концу день пребывания в Дивеевской обители. Дочитан канон, закрыта книга, голова – на подушке… Проснулись со светлой головой и без двадцати пять уже были в Троицком храме, чтобы успеть к таинству исповеди. Так хотелось причаститься, но желающих – полный храм, и, кажется, никак не попасть к батюшке за отпущением грехов. Взгляд упал на икону, рядом с которой стоим. Святой Сергий Радонежский, родной наш, помоги! И вдруг – из алтаря выходит батюшка, прямиком направляется к нам и говорит: кто на исповедь – подходите! Поблагодарили преподобного Сергия и сподобились благодати святого причащения в этом святом месте.

АРЗАМАС

Куда ни взглянешь – всюду такое
обилие золоченых… куполов, что казалось,
этот город вышит в золотошвейной
мастерской руками искусных женщин.

К. Паустовский

Перед революцией в Арзамасе было более 30 церквей и 4 монастыря. В годы советской власти большинство было разрушено. Сейчас активно идет процесс восстановления. Наиболее значительным архитектурным сооружением города является Воскресенский собор, заложенный в честь избавления России от французов в 1814 г.

Собор – огромный. На богослужении в нем помещается до 5 тысяч человек. Очень интересны храмовые фрески. Они выполнены тушью по сырой штукатурке в коричневатых легких тонах, что располагает к молитвенному настроению. Сюжетом фресок является земная жизнь Иисуса Христа.

Особо почитаемой святыней храма является Животворящий Крест. По преданию, во II половине XVII века три брата отправились в Макарьев на ярмарку. Двое торговали, а третий после Литургии пошел на пристань, где увидел необычайно красивый корабль, а на нем Честное Древо Креста Господня. Пораженный необыкновенным видом этого креста, сделанного из темного дерева, он умоляет хозяина судна продать его и получает согласие. Благочестивый юноша отправляется за деньгами, но вернувшись, не находит ни судна, ни памяти о нем. Взяв крест, он за сутки проходит с ним 100 км от Макарьева до Арзамаса, не чувствуя никакой усталости. Во время молебного пения от креста начал исходить свет и юноша понял, что не может хранить крест дома, и пожертвовал его храму. Впоследствии молящиеся неоднократно видели исходящий от лика Распятого свет, у креста исцелялись младенцы, совершались другие чудесные знамения.

В храме много чудотворных икон. Одной из главных святынь собора является резной образ Святителя Николая, именуемый Можайским – одна из древнейших икон города, прославившаяся многими чудесами. Именно благодаря этому образу в 1944 году собор был открыт, чтобы позволить верующим молиться о даровании победы русскому воинству.

Замечательна вышитая бисером икона «Всех скорбящих радость», духовное завещание дворянки Чемодановой, получившей от отца отказ в замужестве и ушедшей в монастырь.

В соборе есть и мироточивая икона «Семистрельная», и икона Божией Матери, предстающая смотрящим на нее то скорбящей, если смотреть на нее из придела, где совершаются панихиды, то спокойной и радостной, если смотреть на нее от входа в храм.

Необыкновенную святыню довелось увидеть в Свято-Никольском женском монастыре. Мы воочию увидели, как сильна может быть сила вражия. Невозможно без слез смотреть на лик Божией Матери, весь словно пулями пробитый ударами приклада. Стоя у этой иконы, понимаешь, что не человек наносил эти удары, вдруг с особой силой чувствуешь весь ужас послереволюционного разгула. Но израненный лик Богородицы чудесным образом обновился. Над следами прикладов смотрят на нас ясные и скорбящие глаза Пречистой Девы, словно дорисованные ангелами на поруганной иконе.

СВЯТОЙ ГРАД МУРОМ

Муром – древнейший русский город.
Таких древних городов в стране всего
пять. С Муромом связаны имена более чем
двадцати святых мужей и жен, в том
числе и первых князей-мучеников Бориса и Глеба.

При въезде в город паломников встречает памятник Илье Муромцу, святому воину земли русской, окончившему жизнь в монашеском чине и нашедшему упокоение в Киево-Печерской лавре. Налево – белокаменные стены Спасо-Преображенского мужского монастыря, одной из старейших монашеских обителей на русской земле, отметившей в 1996 году свой 900-летний юбилей. Именно в его стенах нашел упокоение св. благоверный князь Петр, в схиме Давид.

Лишь в 1995 году территория монастыря была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь после полувекового пребывания в нем военного ведомства находился в крайне плачевном состоянии, ни в одном из храмов обители невозможно было совершать богослужения. За десять лет под руководством наместника монастыря игумена Кирилла и при содействии правительства России был проделан неимоверно тяжелый труд по восстановлению древней святыни.

На территории монастыря – часовня св. великомученика Георгия Победоносца, построенная в честь погибших в горячих точках. В ней хранится земля, политая кровью русских воинов. Со смотровой площадки монастыря под звуки колокольного звона открылась взору панорама Оки, утопающей в зелени деревьев. Из сердечной глубины молитвенный вздох: «Благословенна ты, земля, и все живущие на ней!» При взгляде на красоту русской природы пришло острое осознание бессмысленности войн, раздоров, царящих в мире и желание того, чтобы все люди оглянулись вокруг и увидели, как прекрасен мир Божий, сотворенный для человека.

Спасо-Преображенский собор монастыря. Больше всего поразили черепа монахов и надпись под ними: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». За черепами крест, на нем слова:

Я – Свет, а вы не видите Меня.

Я – Путь, а вы не следуете за Мной.

Я – Истина, а вы не верите Мне.

Я – Жизнь, а вы не ищете Меня.

Я – Учитель, а вы не слушаете Меня.

Я – Господь, а вы не повинуетесь Мне.

Я – ваш Бог, а вы не молитесь Мне.

Я – ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.

И, если вы несчастны, то не вините Меня.

Слова эти проникли в самую душу. Хотелось навсегда сохранить их в памяти. К нам подошел старенький монах и дал каждому листочек с напечатанным текстом, тем самым, который так поразил нас.

Затем мы направились в Свято-Троицкий женский монастырь, где с 1992 года хранятся в едином гробе мощи святых благоверных Петра и Февронии, покровителей семьи, находившиеся до этого при музее «под спудом».

Свято-Благовещенский мужской монастырь стоит на месте первого Муромского храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь покоятся мощи благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев, погибших при обращении жителей древнего города в христианскую веру.

Муромчане долгое время оставались язычниками. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром, чтобы обратить его жителей в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово.

Не перечислить всех святынь, которые довелось зреть во время поездки. Это мощи Иулиании Лазаревской и Василия Рязанского, и чудесные вышитые иконы Божией Матери Знамение и Иверская, и многое, многое другое.

Один из участников поездки, Александр Иванович Луканин, вернувшись, все повторял: «Надо ездить! Надо ездить! Сейчас такое время: такие святыни доступны нам, православным! Не всегда так было, не всегда будет. Поэтому – нужно ездить».

Дай Бог всем нам возможность прикоснуться к святыням и при этом не собирать камни с горы Фавор в качестве сувениров, а открыть сердце для благодати Божией, щедро изливающейся на всякого, посещающего святые места.

Завершилась поездка чудесным образом. Водитель автобуса оказался жителем Сергиева Посада, куда он и держал путь, постепенно высаживая своих пассажиров по пути следования: кого в Москве у метро, кого у Владимирского храма в Мытищах, а кого – в Перловке. Остановившись в Перловке, недалеко от храма, увидели стоящего на дороге священника, разговаривавшего по телефону и растерянно смотрящего по сторонам. Водитель подошел к батюшке и спросил, куда тому ехать. «Да вот, хотел добраться до Сергиева Посада». Оказалось, что звонил он своей матушке, и сообщал ей о том, что когда доберется домой – неизвестно, так как время позднее и никакого транспорта уже не предвидится. Какого же было его удивление и радость, когда водитель предложил подвезти его до дома! Паломники взяли у батюшки благословение, рассказали, что возвращаются из Дивеево, а он поведал им, что только что из Иерусалима, где был с русской миссией.

Дивны дела твои, Господи! Спасибо тебе, что являешь чудеса Твои нам, грешным, во укрепление нашей веры. Дай нам до конца дней сохранить ощущение Твоего Божественного присутствия, которое довелось испытать во время посещения святынь земли Русской.

Впечатления паломников описала Глущенко Ольга

Арзамас – экскурсия по городу

По нашей просьбе Дмитрий aka Arzy составил описание прогулки по его родному городу Арзамасу, который, к сожалению, не считается особо достопамятным. Он постарался убедить нас в обратном.

Панорама исторического центра Арзамаса.

На нижегородской земле существует такая поговорка: один глаз на нас, другой на Арза… правильно мас! А ещё говорят: Арзамас-городок – Москвы уголок…
Город славился торговлей хлебом, скотом и, особенно, луком и знаменитыми арзамасскими гусями. За что и прозвали арзамасцев по всей России «луковниками» и «гусятниками». Известен был Арзамас выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская «юфть» булгара вывозилась в Англию, Францию, Германию.
Город стремительно развивался и рос, и достиг кульминации своего развития в XIX веке. Недаром его именуют ” Золотым веком Арзамаса”. К этому времени в городе построили 36 церквей, большинство из которых было разрушено в годы богоборческой власти. В начале XXI века начинается медленное, но верное восстановление того, что ещё можно восстановить.
Ходили слухи, что Арзамас включат в Золотое Кольцо России, но и без Золотого Кольца на главной Соборной площади, где стоит символ города Воскресенский Собор, ежедневно останавливаются 3-4 автобуса с туристами. Отсюда мы и начнём экскурсию.

Чтобы легче было ориентироваться в незнакомом городе, приложим план центра Арзамаса, взятый у Яндекса.

Воскресенский Собор, самый величественный храм города, построен в честь победы в Отечественной войне 1812 г. архитектором Коринфским. По нему площадь и названа Соборной.

Соборная площадь в “час пик”. Ночная подсветка Воскресенского собора.

Это потрясающее сооружение, его четыре многоколонных портика выглядят особенно эффектно на бело-голубом фоне неба.

Здесь же на площади располагаются Никольский монастырь и Ратуша или Арзамасский магистрат. С лета 2013 года в здании Ратуши открылся музей Патриаршества.

Панорама юго-восточной части Соборной площади. Никольский монастырь справа, Магистрат (музей Патриаршества) в глубине слева. Ансамбль Никольского монастыря. Здание магистрата ночью.

Добавим к ним Церковь Иконы Богородицы Живоносный Источник с колокольней (откуда можно красиво обозреть город) и так называемые Дома-близнецы купца Будылина.

Церковь Иконы “Живоносный источник”, стоящая к северу от собора. “Дома-близнецы” купца Будылина. Конец XVIII века.

Затем можно пройти к Торговым рядам по улице Гостиный ряд. На ней по сию пору расположены магазины и лавки. В Гостином ряду находилась городская Биржа (сейчас Музыкальное училище).

Арзамасская Биржа (белое здание в центре панорамы)

Чуть ниже стоят Арзамасская городская Дума и Управа (сейчас в них устроены магазины).
Спустившись к перекрёстку с улицей Ленина, мы увидим сплошную историческую застройку и, пройдя чуть дальше по улице Ленина, окажемся на нижней автостанции, где можем обозреть Владимирскую церковь и Святое озеро. По преданию в его водах скрылся древний храм…

Церковь Владимирской Иконы Богородицы поблизости от Святого озера.

Пройдя через нижнюю автостанцию, можно выйти на Лобное место, откуда видна во всей красе Благовещенская церковь XVIII века.

Теперь поднимемся выше к Дому Белянинова – ещё одному памятнику архитектуры.
От Благовещенской церкви пройдём немного на восток по улице Красной Милиции. Там мы сможем лицезреть самую древнюю постройку города – Спасо-Преображенский монастырь XVI века. Зайдя внутрь (в нём располагается Архив), увидим Спасо-Преображенский собор и остатки келий мужского монастыря. Здесь всё в плачевном состоянии, не восстановлено, разрушается временем…

Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря. Руины монастырских келий.

Пройдя дворами, не грех дойти до храма в честь Входа Господня в Иерусалим. Его сейчас восстанавливают, выглядит он не очень красиво, так что можно, конечно, и не ходить 🙂

Далее по улице Космонавтов поднимемся к Церкви Илии Пророка, где расположен Историко-художественный музей города Арзамаса.

Отсюда дворами можно дойти до старообрядческой церкви Николы Чудотворца.
Пройдём по улице Владимирского и повернём на пешеходную улицу Карла Маркса.

Улица Карла Маркса.

На ней находится немало интересных объектов:
Первый на нашем пути – отель и ресторан Реавиль – элитный, недавно построенный, стилизованный под городскую старину.

Поблизости установлен памятник арзамасскому гусю.
Идём дальше и остановимся перед женской гимназией (сейчас школа №1).

Дальше можно пойти двумя путями: длинным и покороче. Длинный путь подразумевает под собой дальнейшее шествие по улице Карла Маркса, кстати до революции она звалась улица Сальникова. Затем маршрут пройдёт по современному центру города – улице Калинина, построенной в 1960 гг.
Если идти по короткому маршруту, то от женской гимназии (школы №1) повернём налево на улицу Горького, где сразу же увидим Музей Гайдара,

Затем по Советской улице двинемся вверх на север до здания администрации Арзамаса – бывшего реального училища.

За ним расположено здание администрации Арзамасского района, где есть вкусная столовая, а напротив красивый дом Попова с колоннами.

Перед зданием администрации разбит Ступинский скверик с памятником выдающемуся деятелю культуры – художнику А.В.Ступину. Уроженец Арзамаса Александр Васильевич Ступин после обучения в Академии Художеств вернулся на родину и создал первую и единственную в ту пору провинциальную художественную школу в России. Не случайно, что арзамасцы с таким почтением относятся к своему земляку.

Ступинский сквер. памятник А.В.Ступину и церковь Знамения Богородицы.

За памятником видна Знаменская церковь. Поблизости на площади есть ещё одна церковь – Сошествия Святого Духа.

С этой небольшой площади можно пройти к одной из красивейших улиц Арзамаса – Верхней Набережной. Идём вниз по ней на юг, справа остаётся дом Бессонова, по легенде здесь останавливался А.С. Пушкин. Напротив дома Бессонова стоит дом Твёрдова. Это замечательные образцы деревянного зодчества XIX века.

Дом купца Бессонова. Улица Верхняя набережная. Деревянный дом с мезонином Твёрдова.

Через 50 метров нас встретят современные коттеджи руководящих деятелей Арзамаса – директоров заводов, глав района и иже с ними. Рядом находится Арзамасская Православная Гимназия (уездная земская управа в середине XIX в). Она занимает красивое “полукаменное” здание с колоннами.

Напротив виден выход к смотровой площадке, откуда открывается прекрасный вид на реку Тёшу, переброшенный через неё Выездновский мост и одноимённые Выездновские луга. Все эти названия связаны с южным выездом из города через село Выездное.

Вид на реку Тёшу, Выездновские луга и село Выездное со смотровой площадки. Вид на исторический центр Арзамаса с берега Тёши в весеннее половодье.

Далее по Верхней Набережной можно выйти к началу нашей прогулки на Соборную площадь.
Если же мы идём долгим маршрутом дальше по Карлухе (местное молодёжное название улицы Карла Маркса),

Улица Карла Маркса, в прошлом Сальникова улица.

то пройдя перекрёсток с улицей Горького, миновав старый кинотеатр “Искра”, слева мы увидим деревянный дом-музей Аркадия Гайдара.

Идём дальше мимо скверика Карла Маркса, где установлен памятник основоположнику и, пройдя ещё около 100 метров, доходим до Арзамасского государственного Педагогического Института имени Аркадия Петровича Гайдара (с недавнего времени это филиал ННГУ). В своё время здесь находилась семинария, где учился будущий Патриарх Московский и Всея Руси Сергий (Страгородский).

Дальше на нашем пути видны старые жилые домики. Примерно через 300 метров мы увидим Парк Победы с бюстом Г.К.Жукова, и установленный рядом военный самолёт. Поблизости была мемориальная квартира революционерки Гоппиус, но недавно этот дом снесли и теперь строят элитное жильё.
Доходим до улицы Калинина (50-60 гг уже XX века) и упираемся в парк имени Гайдара, где можно погулять и таки неплохо отдохнуть 🙂

Пруд в парке имени Гайдара.

Если идти далее по улице Калинина на запад, то мы встретим Вечный огонь, Театр Драмы, и, миновав пару “хрущёвок”, выйдем на площадь 1 Мая, где находятся Арзамасский политехнический
институт, фонтан и больница имени Владимирского (бывшая районная больница).

Площадь 1 мая. Политехнический институт.

Здесь же стоит пара “сталинок”. От площади 1 мая можно вернуться по улице Советской к началу короткого маршрута.
Вот так за один день, а может и за полдня реально обозреть весь город Арзамас. Можно ещё посетить мемориал погибшим 4 июня 1988 на станции Арзамас-1, когда на подъезде к городу сдетонировало 3 вагона со 120 тоннами взрывчатых веществ.

Ещё одно печальное место в городе – это Ивановские бугры, место казни 11 тысяч участников восстания Степана Разина или “разинцев”. Никакого памятника там нет. С Ивановских бугров открывается красивый вид и одновременно чувствуется что-то зловещее…

Вид на Ивановские бугры.

Если возникнет желание, то стоит посетить частный Музей “Мир Старины” на улице Ленина 1. Он занимает старинный особняк в самом начале улицы, где она упирается в реку Тёшу. В этом музее всё можно трогать своими руками, музей принадлежит моему бывшему соседу – Михаилу Баландину 🙂

Берег реки Тёши на закате. Справа музей “Мир старины” на ул. Ленина 1.

Ещё на той же улице Ленина недавно восстановили белокаменную церковь Рождества Христова (её не проедешь мимо).

Вот, пожалуй, и всё примечательное.
В целом город спокойный, тихий. Излюбленное место вечерней прогулки арзамасцев – улица Карла Маркса.

Я позволил себе слегка отредактировать авторский текст. Все фото сделаны Дмитрием aka Arzy. Впечатления Дмитрия о столице нашей Родины можно прочитать в статье “Один день в Москве”.