Жизнь и творчество шукшина

Биография

Начало карьеры

С мамой Марией Сергеевной, 1932 год

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района (ранее — Сростинского района) Алтайского края (ранее — Сибирского края) в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933), был арестован и расстрелян во время коллективизации, реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке — Куксина) (1909 — 17 января 1979), взяла на себя все заботы о семье. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 — 10 июля 2005). После ареста отца и до получения паспорта Шукшин именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

Учащийся сельской семилетней школы, 1942 год

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не окончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста «Союзпроммеханизация»: на строительстве турбинного завода в Калуге, на тракторном заводе во Владимире. В армию Шукшина призывали служить из поселка Бутово Московской области.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском флоте СССР. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был уволен в запас с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сростинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М. И. Ромма). Во время учёбы во ВГИКе по совету Ромма Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. А. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде, изобразив выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.

1963—1973 годы

В 1963 году Шукшин начал работать режиссёром на ЦКДЮФ. В том же году в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Съёмки картины начались летом того же года на Алтае и были закончены в 1964 году. В главной роли снялся однокурсник режиссёра по ВГИКу — Леонид Куравлёв. Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.

Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что в лучших рассказах книги Шукшин демонстрирует «жизненное чутьё, зоркость, пластичность»: «писатель словно растворён в своих героях, смотрит их глазами».

Василий Шукшин был полон планов, но многим из них так и не суждено было реализоваться. В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю». Сценарий будущего фильма «Точка кипения» также не получил одобрения в Госкино. Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в ученическую тетрадь и обычно по ночам.

Какими только посторонними делами не обременяла его действительность — и в колхозе-то он работал, и на флоте служил, и в автотехникуме учился, и в школе преподавал, и в фильмах снимался и всё бесконечно мотался вдоль и поперёк нашего государства, пока не упёрся в то справедливое убеждение, что его единственное и естественное предназначение — это литература, что его место — это рабочий стол, что его инструмент — это шариковая авторучка и тетрадка за три копейки.

1973—1974 годы

Могила В. М. Шукшина на Новодевичьем кладбище Москвы

1973—1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене ЛАБДТ режиссёром Г. А. Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю.

Последние годы жизни после рождения дочерей он не притрагивался к спиртному, но болезнь прогрессировала. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов. 2 октября 1974 года Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Мёртвым его обнаружил его близкий друг Георгий Бурков. Причиной смерти стал инфаркт миокарда.

Похоронен в понедельник, 7 октября, в Москве на Новодевичьем кладбище, участок 1, ряд 3. Прощание прошло в Центральном доме кино, с прощальным словом выступили Ф. Т. Ермаш, С. А. Герасимов, С. И. Ростоцкий, В. В. Санаев, Г. В. Александров, Ю. В. Бондарев.

Личная жизнь

Первая официальная супруга Шукшина — его односельчанка, школьная учительница Мария Ивановна Шумская. Они познакомились в юности и расписались летом 1955 года, когда Василий Шукшин, студент ВГИКа, приехал на первые каникулы из Москвы. «Сказать, что Василий с самого начала не относился к этому браку всерьёз, что сознательно обманул и бросил деревенскую жену, было бы несправедливо, — говорит подруга семьи Шукшиных Анастасия Пряхина. — После регистрации Вася пришёл домой из ЗАГСа один, без Марии. Рванул на себе рубаху и давай восклицать: „Вот это женитьба! Ну и женился!“». Оказалось, что молодые поссорились у дверей ЗАГСа. Мария отказалась ехать с Василием в Москву — её пугала неопределённость и неустроенность будущей московской жизни, она решила остаться со своими родителями и ждать мужа в Сростках. В 1957 году Шукшин из Москвы написал домой письмо о том, что просит развод у Марии, так как полюбил другую женщину. Официального развода с М. Шумской так и не было. Она не дала согласия на развод, даже несмотря на то, что об этом просила мать Шукшина. Шукшину удалось «нейтрализовать» этот брак, только потеряв паспорт.

В 1963 году он вступил в брак с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова.

В 1965 году у Виктории Софроновой родилась дочь от Шукшина — Катерина Шукшина.

С 1964 по 1967 год В. М. Шукшин состоял в браке с актрисой Лидией Александровой (укр.) (более известна как Лидия Чащина, по фамилии её второго мужа; исполнительница роли в фильме «Живёт такой парень»). Брак, по её утверждению, распался из-за многочисленных любовных связей Шукшина и его пристрастия к алкоголю.

В 1964 году на съёмках фильма «Какое оно, море?» Василий Шукшин познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой. Шукшин продолжительное время не мог решить, с какой из женщин жить, и поддерживал отношения с обеими. В конце концов, он остался с Федосеевой. В этом браке у него родились две дочери:

  • Мария Шукшина, актриса (1967).
  • Ольга Шукшина, актриса (1968).

Фильмография

Скульптура Егора Прокудина — героя фильма «Калина красная», в исполнении Василия Шукшина, на Алтае.

Актёр

  • 1956 — Тихий Дон — матрос за плетнём
  • 1956 — Убийцы — Оле Андресон
  • 1958 — Два Фёдора — Фёдор-большой
  • 1959 — Золотой эшелон — Низовцев
  • 1960 — Простая история — Ванька Лыков
  • 1960 — Из Лебяжьего сообщают — Ивлев
  • 1961 — Алёнка — Степан Ревун
  • 1961 — Когда деревья были большими — председатель колхоза
  • 1961 — Командировка — комбайнёр
  • 1961 — Мишка, Серёга и я — Геннадий Николаевич, классный руководитель
  • 1962 — Мы, двое мужчин — шофёр Михаил Горлов
  • 1964 — Какое оно, море? — матрос Жорка
  • 1967 — Журналист — Карпачев
  • 1967 — Комиссар — командир полка
  • 1968 — Три дня Виктора Чернышёва — Кравченко
  • 1968 — Мужской разговор — Ларионов Николай Николаевич, отец Саши
  • 1968 — 1971 — Освобождение — маршал Конев
  • 1969 — У озера — Василий Васильевич Черных
  • 1969 — Эхо далёких снегов
  • 1970 — Любовь Яровая — Роман Кошкин
  • 1971 — Даурия — Василий Улыбин
  • 1971 — Держись за облака — чекист
  • 1972 — Печки-лавочки — Иван Расторгуев
  • 1973 — Калина красная — Егор Прокудин
  • 1974 — Если хочешь быть счастливым — Владимир Андреевич Федотов
  • 1975 — Прошу слова — Фёдор, местный драматург (озвучивание — Игорь Ефимов)
  • 1975 — Они сражались за Родину — Пётр Федотович Лопахин (озвучивание — Игорь Ефимов)

Режиссёр

  • 1960 — Из Лебяжьего сообщают — дипломная работа
  • 1964 — Живёт такой парень
  • 1965 — Ваш сын и брат
  • 1969 — Странные люди
  • 1972 — Печки-лавочки
  • 1973 — Калина красная

Сценарист

  • 1960 — Из Лебяжьего сообщают (дипломная работа)
  • 1964 — Живёт такой парень
  • 1965 — Ваш сын и брат
  • 1969 — (телеспектакль)
  • 1969 — Странные люди
  • 1970 — Я пришёл дать вам волю
  • 1971 — Пришёл солдат с фронта
  • 1972 — Печки-лавочки
  • 1973 — Калина красная

Литературные произведения

Романы

  • Любавины (1965)
  • Я пришёл дать вам волю (1971)

Повести

  • «А поутру они проснулись» (1973—1974)
  • «Точка зрения»
  • «Калина красная»(1973)

Пьесы

  • «Энергичные люди»
  • «Бум бум»(1966)
  • «До третьих петухов»

Рассказы

  • Алёша Бесконвойный (1973)
  • Артист Федор Грай (1962)
  • Беседы при ясной луне (1972)
  • Беспалый (1972)
  • Бессовестные (1970)
  • Билетик на второй сеанс (1971)
  • Боря (1973)
  • В воскресенье мать-старушка (1967)
  • В профиль и анфас (1967)
  • Ванька Тепляшин (1973)
  • Ваня, ты как здесь?! (1966)
  • Версия (1973)
  • Верую! (1971)
  • Вечно недовольный Яковлев (1974)
  • Владимир Семёныч из мягкой секции (1973)
  • Внутреннее содержание (1967)
  • Волки (1967)
  • Воскресная тоска (1962)
  • Выбираю деревню на жительство (1973)
  • Вянет, пропадает (1967)
  • Гена Пройдисвет (1973)
  • Генерал Малафейкин (1972)
  • Горе (1967)
  • Гринька Малюгин (1963)
  • Даешь сердце! (1967)
  • Далёкие зимние вечера (1963)
  • Два письма (1967)
  • Двое на телеге (1958)
  • Дебил (1971)
  • Демагоги (1962)
  • Дождь на заре (1966)
  • Други игрищ и забав (1974)
  • Думы (1967)
  • Дядя Ермолай (1971)
  • Жена мужа в Париж провожала (1971)
  • Жил человек (1974)
  • Забуксовал (1973)
  • Залётный (1970)
  • Земляки (1968)
  • Змеиный яд (1964)
  • И разыгрались же кони в поле (1964)
  • И детских лет Ивана Попова (1968)
  • Игнаха приехал (1963)
  • Как Андрей Иванович Куринков, ювелир, получил 15 суток (1974)
  • Как зайка летал на воздушных шариках (1972)
  • Как мужик переправлял через реку волка, козу и капусту (1973)
  • Как помирал старик (1967)
  • Капроновая ёлочка (1966)
  • Классный водитель (1962)
  • Кляуза (1974)
  • Коленчатые валы (1962)
  • Космос, нервная система и шмат сала (1966)
  • Крепкий мужик (1970)
  • Критики (1964)
  • Крыша над головой (1970)
  • Кукушкины слёзки (1966)
  • Лёля Селезнёва с факультета журналистики (1962)
  • Лёнька (1962)
  • Лёся (1971)
  • Лида приехала (начало 1960-х)
  • Мастер (1971)
  • Материнское сердце (1969)
  • Медик Володя (1972)
  • Мечты (1973)
  • Микроскоп (1969)
  • Миль пардон, мадам! (1968)
  • Мнение (1972)
  • Мой зять украл машину дров! (1971)
  • Мужик Дерябин (1974)
  • На кладбище (1973)
  • Наказ (1972)
  • Начальник (1967)
  • Непротивленец Макар Жеребцов (1969)
  • Нечаянный выстрел (1966)
  • Ноль-ноль целых (1971)
  • Ночью в бойлерной (1974)
  • Обида (1971)
  • Одни (1963)
  • Операция Ефима Пьяных (1970)
  • Ораторский приём (1971)
  • Осенью (1973)
  • Охота жить (1967)
  • Петька Краснов рассказывает… (1973)
  • Петя (1970)
  • Письмо (1971)
  • Племянник главбуха (1961)
  • Привет Сивому! (1974)
  • Приезжий (1974)
  • Пост скриптум (1972)
  • Правда (1961)
  • Психопат (1973)
  • Пьедестал (1973)
  • «Раскас» (1967)
  • Рыжий (1974)
  • Сапожки (1970)
  • Светлые души (1961)
  • Свояк Сергей Сергеевич (1969)
  • Сельские жители (1962)
  • Сильные идут дальше (1970)
  • Случай в ресторане (1967)
  • Сны матери (1973)
  • Солнце, старик и девушка (1963)
  • Стенька Разин (1962)
  • Стёпка (1964)
  • Стёпкина любовь (1961)
  • Страдания молодого Ваганова (1972)
  • Срезал (1970)
  • Суд (1969)
  • Сураз (1970)
  • Танцующий Шива (1972)
  • Три грации (1973)
  • Упорный (1973)
  • Хахаль (1969)
  • Хмырь (1971)
  • Хозяин бани и огорода (1971)
  • Чередниченко и цирк (1970)
  • Чудик (1967)
  • Чужие (1974)
  • Шире шаг, маэстро! (1970)
  • Штрихи к портрету (1973)
  • Экзамен (1962)

Сказки

  • «До третьих петухов» (1975)

> Пластинки и радиоспектакли

  • 1983 — Думу свою донести людям… Василию Шукшину посвящается («Мелодия» M40-44875-78, 2LP, 1983)

Память

Памятник
на Новодевичьем Кладбище

  • Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, гуманитарно-педагогический университет, центральная городская библиотека и привокзальная площадь в Бийске, библиотека в Кургане, библиотека, музей и школа в Сростках, библиотека в Сосновоборске.
  • Также именем Василия Шукшина названы улицы в Воронеже, Новосибирске, Омске, Прокопьевске, Ставрополе, Ижевске и ряде других городов России. Также улица В. Шукшина есть в Астане, Казахстан.
  • С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения (Шукшинские дни).
  • Теплоход «Дунай», на борту которого скончался Шукшин, планировалось переоборудовать в его музей, однако этого не произошло: ходившее до середины 1990-х судно в круизные рейсы в 2011—2012 годах было перестроено в плавучий ресторан, получило новое название («Александр Блок») и отшвартовано в Москве.
  • В 1978 году в Советское Дунайское государственное пароходство был передан новый, головной в серии, контейнеровоз-пакетовоз «Василий Шукшин». 6 апреля 2012 года отправленный на утилизацию теплоход затонул в акватории николаевского судостроительного завода.
  • В составе флота Северо-Западного Пароходства (Санкт-Петербург) эксплуатируется сухогруз «Василий Шукшин» (по состоянию на 2010 год).
  • Ранее в Западно-Сибирском пароходстве был пассажирский теплоход типа ВТУ, также носивший название «Василий Шукшин».
  • В 2002 году буксиру-толкачу РТ-723 Западно-Сибирского речного пароходства было присвоено название «Василий Шукшин».
  • 25 июля 1989 года, в день 60-летия со дня рождения Шукшина, в Барнауле на ул. Юрина был открыт памятник (скульпторы Николай Звонков и Михаил Кульгачев, архитекторы Василий Рублёв и Сергей Боженко).
  • В апреле 2002 года на территорию главного здания музея В. М. Шукшина в селе Сростки перенесена скульптура В. М. Шукшина (скульптор В. М. Клыков), которая первоначально была получена в дар от Художественного фонда СССР в 1985 году и являлась элементом экспозиции Дома-музея матери В. М. Шукшина, М. С. Куксиной.
  • 25 июля 2004 года, в день 75-летия со дня рождения В. М. Шукшина, был открыт памятник на горе Пикет (или Поклон-горе-Бикет). Открытие памятника работы скульптора В. М. Клыкова прошло в рамках 28-х «Шукшинских чтений», ежегодно проводимых в этом месте.
  • Монетным двором Германии по заказу Алтайского отделения Сбербанка России отчеканена монета для вручения почётным гостям торжеств, посвящённых 80-летию со дня рождения Шукшина. Эмитент — государство Малави, номинал — 50 малавийских квач.

Памятник героям фильма «Они сражались за Родину»

  • Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу учреждена Шукшинская литературная премия Губернатора Алтайского края.
  • 1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трём его известным выпускникам — Василию Шукшину, Андрею Тарковскому и Геннадию Шпаликову. Автор памятника — скульптор Алексей Благовестнов.
  • В Москве, на улице Бочкова на доме № 5, где в последние годы жил В. М. Шукшин, установлена памятная мемориальная доска.
  • Образ Василия Шукшина увековечен в скульптурной композиции «Они сражались за Родину» по мотивам одноимённого фильма, установленной перед зданием Министерства обороны России на Фрунзенской набережной 30 ноября 2016 года.
  • Именем режиссёра назван борт VP-BAY «Аэрофлота» модели Airbus A321-211
  • 17 октября 2018 года в Калуге, на здании заводоуправления Калужского турбинного завода по ул. Московская 241 открыта памятная мемориальная доска в честь писателя, режиссёра и актёра Василия Шукшина. В 1947—1948 годах Шукшин работал тут на строительстве цеха турбомеханизмов в должности слесаря-такелажника.

Песни, музыкальные произведения

  • Владимир Высоцкий написал песню «Памяти Василия Шукшина».
  • Песня «Посвящение (Василию Шукшину)», (сл. Анатолий Поперечный, муз. Евгений Птичкин). Песню исполняли Ольга Воронец, Людмила Зыкина, София Ротару.

В 1975 году советским и российским дирижером и композитором Евгением Светлановым создана симфоническая поэма «Калина красная».

Документальные фильмы

  • 1988 — Песня, знакомая с детства (Главная редакция народного творчества Центрального телевидения).
  • 2014 — Василий Шукшин. Самородок («ЗАО „Телекомпания Останкино“»), премьера состоялась 26 июля 2014 года на Первом канале (Россия).

> См. также ► Василий Шукшин

Примечания

  1. 1 2 Шукшин Василий Макарович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 filmportal.de — 2005.
  4. Варламов, 2015, с. 73.
  5. Э. Кузьмина. Прочная основа // «Новый мир», 1964, № 4, с.244-246.
  6. В. А. Пьецух Циклы. / Последний Гений. — М.: Изд: «Культура», 1991.
  7. Раззаков Ф. Звёздные трагедии. — М., Эксмо, 2007. — ISBN 978-5-699-22416-6
  8. 1 2 биография на rusactors.ru (Проверено 20 июня 2009)
  9. Теплоход «Дунай»
  10. «С первой женой Василий Шукшин расстался, едва, выйдя из загса, — рассказывают родственники легендарного актёра и режиссёра // 7 Дней ТВ-программа. 2013. № 37. С. 63-64
  11. Иван Карасев, «Угнетать себя до гения»: к юбилею Василия Шукшина (22 июля 2004 года).
  12. Дочь Шукшина ответила за отца.
  13. Лидия Чащина: «Если бы Шукшин не ломал меня так грубо, я осталась бы его другом на всю жизнь» / «Факты и комментарии» (23 августа 2000 года).
  14. Владимир Плотников Василий Шукшин. Всё, как парадокс срОстки // kinoteatr.ru
  15. Сайт музея В. М. Шукшина при АлтГТУ
  16. Повесть «А поутру они проснулись» начата в декабре 1973 года в Москве, в больнице. Не закончена: В. М. Шукшин продолжал работать над текстом летом 1974 года на Дону во время съёмок фильма «Они сражались за Родину», до самой смерти. Впервые повесть опубликована Л. Н. Федосеевой-Шукшиной в журнале «Наш современник» (1975, № 6) с послесловием С. П. Залыгина. Заглавие дано редакцией журнала. Переиздание: Собрание сочинений в шести томах. Том 3. Издательство «Молодая гвардия». 1993 г. На переплёте использован рисунок В. М. Шукшина.
  17. Айзенберг М, Волоцкий М — Думу свою донести людям… Василию Шукшину посвящается | Старое Радио
  18. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1969 года «О присвоении почётных званий РСФСР работникам кинематографии»
  19. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20 апреля 1976 года № 255 «О присуждении Ленинских премий 1976 года в области литературы, искусства и архитектуры»
  20. В Кимрах 6 лет ржавел теплоход, на котором скончался Василий Шукшин
  21. В. Евстифеев, М. Керичев. Контейнеровоз-пакетовоз «Василий Шукшин»
  22. Информация о судне на Измаильском интернет портале
  23. Сухогрузы флота Северо-Западного пароходства
  24. Боженко С. А. Памятник Шукшину, или как это было в Барнауле
  25. 1 2 3 «Без него народ не полный…»: В. М. Шукшин в кино — актёр, сценарист, режиссёр. // libozersk.ru
  26. В Германии отчеканили монету с изображением Шукшина / Издательский дом «Алтапресс» (24 июля 2009)
  27. О Шукшинской литературной премии Губернатора Алтайского края
  28. Министр обороны России совместно с коллегами из СНГ открыл скульптурную композицию «Они сражались за Родину»
  29. Новость на сайте «Аэрофлота»
  30. Фотографии борта на сайте flightradar24
  31. Василий Шукшин строил калужскую турбинку
  32. ИА REGNUM: На калужском турбинном заводе открыли мемориальную доску Василию Шукшину
  33. Владимир Высоцкий. «Памяти Василия Шукшина»
  34. Анатолий Поперечный. Малиновый звон. Любимые песни на все времена. — М.: АСТ, Астрель, 2009. — 512 с. — ISBN 978-5-17-061256-7.
  35. Ольга Воронец «Посвящение» (видео)
  36. Людмила Зыкина «Посвящение» (видео)

Мастер классы

Статья Сергея Теплякова о писателе, кинорежиссере, сценаристе, актере Василии Макаровиче Шукшине.

Этот материал сложен как мозаика из воспоминаний многих людей, с которыми меня сводила работа. Я решил не писать о Шукшине, а предоставить возможность рассказывать о нем тем людям, которые знали его – кто близко, кто нет — или даже только видели, но эта мимолетная встреча осталась в памяти и в моих блокнотах на всю жизнь…

Детство

Зоя Сергеевна Николаенко, Сростки, ансамбль «Вечерки» (июль 2009 года):

— Детство у него ведь полуголодное. А уж смирный был… Мать, бывало, отведет его к бабке, посадит у печки на лавочку, он и сидит. Вечером они с Натальей придут домой, а если мать еще с поля не пришла, прямо у крыльца клубочками свернутся и ее ждут… Как-то, когда он уже был режиссером, нас собрали в клубе, Вася Шукшин хотел выбрать песни для фильма «Печки-лавочки». Мы запели, а у Васи смотрю — желваки ходят… Так ему эти песни душу бередили… Это ж детство было его, сибулонское… (СИБУЛОН – Управление сибирских лагерей особого назначения. Сотня сростинских семей стали сибулонцами в одну ночь — когда мужиков забрали сотрудники НКВД. Теперь на берегу Катуни мужикам памятник: по трое-четверо Куксиных, Шукшиных, Поповых и других коренных здешних фамилий. – Прим. авт.)

Дмитрий Иванович Воробьев, сосед Шукшиных (июль 2007 года): — Он книги все читал. Мать ругается, а он одеялом накроется и со свечкой читает. Мать рассказывала: «Как бы его ни ругала, а он читает…»

Мать

Ренита Григорьева, режиссер (июль 1999 года):

— Как-то мы вместе с Шукшиным приехали в Сростки к нему домой. У Шукшина в руках был чемодан. Шукшин все убыстрял шаг и наконец, подходя к дому, бросил чемодан и побежал. Они обнялись с матерью, будто не виделись век…

Галина Викторовна Овчарова, второй директор шукшинского музея (июль 1999 года): — Он весь свой заработок отдавал семье, делил между матерью и сестрами. Он чувствовал свой долг перед женщиной, которая дала ему жизнь, продала все, чтобы он смог поехать в Москву.

Дмитрий Иванович Воробьев (июль 2007 года):

— Мать свою он очень любил. Мария Сергеевна простая крестьянская девка была. Но пользовалась авторитетом. Она где-то выучилась на парикмахера — польку, полубокс, три или четыре вида стрижек знала. А на селе парикмахер — большой человек. А потом еще и сын у нее такой оказался! Когда пережила его, тяжело ей было, горевала. Оттого, наверно, и померла. В столовой садилась за стол, упала и умерла…

Сростки

Чулпан Хаматова, актриса, приехала в Сростки при подготовке спектакля «Рассказы Шукшина» (август 2008 года):

— Мы ведь совершенно современное пластиковое поколение. А там другая жизнь. В первый наш вечер в Сростках стоим на берегу Катуни. Видим: вышла женщина с коромыслом, пошла — массивная, великая, вечная. Мимо нас проплыла, вошла в воду, опустила ведра, набрала их и так же, не останавливаясь, ушла. И сразу ясно, что это другой мир… Мое сознание эта поездка перевернула. Есть у Шукшина рассказ «Сапожки», как муж купил жене красные сапожки. В Москве это было для меня чем-то абстрактным, я могла представить что-то от Гуччи или Версаче. А тут бабушки рассказали нам, как они мочили ноги в грязи, она обсыхала — и как будто ты в обуви. Так шли на вечерку. Только зная это, можно себе представить, какое признание в любви были эти сапожки…

Евгений Миронов, актер, приехал в Сростки при подготовке спектакля «Рассказы Шукшина» (август 2008 года):

— Я с радостью помог бы кому-нибудь из сросткинцев по хозяйству. Могу и огород вскопать! Но лопатить огород в августе уже без надобности, а копать картошку рановато. Да и люди не давали. Говорят: «Счас, одну секунду». Шмыг в подпол — и оттуда появляется арбуз! А потом еще что-нибудь… Чаще всего бутылочка беленькой… Но мы и сами не ходили в гости с пустыми руками: к бабушкам — с конфетами, к мужикам — с пол-литрой. Хотя наливали помаленьку, «для разговору»…

Дмитрий Иванович Воробьев (июль 2007 года):

— А ведь повеселее раньше жили. Сейчас только ради Шукшина встрепенемся — и все. Раньше песни пели, драться ходили улица на улицу. Мы дрались с Голожопкой — это теперь улица Героя Советского Союза Фонякина. А тогда, до войны, Федор Фонякин был еще не герой, а милиционер. Бабы разругались, и Фонякина подол подняла и зад голый показала: «Вот тебе!» С тех пор ее прозвали Голожопка, а потом и всю улицу. Мы ходили туда драться из-за девчонок, Василий нам камни подносил. А потом и у самого на той улице девчонка появилась…

Про Марию Шумскую

Александр Михайлович Калачиков, близкий друг Василия Макаровича Шукшина (июль 2007 года):

— Как-то дома у Шукшина я его бумаги перебирал и в дневнике его прочитал про Машу Шумскую — что вот, мол, красивая девушка. Пришлось посодействовать. Позвал Василия к Ольге, своей подруге. А она позвала Машу. Тогда же мы не пили. Сели играть в карты, а Василия с Машей посадили играть в пару. А они не играют — все между собой переглядываются. Я говорю: «Что за игра?!» Мы с Ольгой пошли гулять, ну и они куда-то делись… Потом он уезжал на стройки, на службу во флот. Она ждала. Поженились в 1955 году, и почти сразу он уехал в Москву. Увиделись только в 1964-м — единственный раз. Я ему как-то упрек сделал — что ж ты так поступил с такой дивчиной?! Он говорит: «Да, старик, это было нехорошо». И больше мы эту тему не поднимали…

В Москву

Александр Михайлович Калачиков, близкий друг Василия Макаровича Шукшина (июль 2007 года):

— Мы в Москву вместе собирались. Не в артисты — работать. Но Василий уже в техникуме учился, у него был паспорт, а у меня — нет. (В 50-60-е годы паспорта деревенским жителям не выдавали, чтобы не разбежались, получить паспорт было целое событие. – Прим. авт.) Так он один и уехал. Нет ли у меня обиды на него? Что вы… Это его судьба. Если бы он остался, ничего бы этого не было и люди не знали бы Василия Макарыча… В 1954 году я служил в армии, пришел нам журнал «Советский воин», а там фотография студентов ВГИКа. Смотрю — вроде Вася?! Я написал письмо с одной фразой: «Вася, это ты?» И адрес: «Москва, ВГИК, Шукшину». И он прислал мне ответ тоже с одной фразой: «Старик, это я!»

Земляки

Алексей Иванович Ванин, спортсмен-борец, актер, близкий друг Шукшина (июль 2007 года):

— Познакомились мы на съемках фильма «Золотой эшелон». Был перерыв на обед, все разбились по компаниям, перекусывают тем, что сами принесли. Тогда ведь актерам из ресторанов обеды не возили. Шукшин сидит в уголке и что-то записывает. А я в кругу со спортсменами что-то балагурю. И тут Шукшин на меня посмотрел и говорит: «Парень, откуда ты родом?» Я так громко отрапортовал: «Алтайский край, Ребрихинский район, Яснополянский сельсовет, поселок Благовещенский!» Он тетрадку в карман и — на меня. Думаю: «Не в моем весе, улетит». А он обниматься начал. И уже позже я прочитал у Шукшина: «Когда встречу земляка, у меня мурашки от копчика до девятого позвонка». Вот этот порыв я на себе почувствовал.

Евгений Гущин, алтайский писатель (январь 1999 года):

— Один раз я его видел мельком. В Москве пошли в ресторан ЦДЛ, там стоит народ. Открываем дверь – за одним из столов сидит Шукшин и что-то людям читает. И его слушают… Я минуты две постоял, и меня ребята за руку вытащили: «Что, не услышишь, что ли, он же к нам скоро придет…» Он должен был прийти на Высшие литературные курсы выступить. Был как раз 1974 год, в журнале «Наш современник» мне присудили премию. Причем лауреатами премии «Нашего современника» были Бондарев, Шукшин, Юрий Нагибин и я. И я подумал: «Макарыч придет премию получать – и я его увижу». И еще подумал: «Только не скажу, что из Барнаула, скажу – из Бийска». Барнаул он не любил, и его здесь не любили. Но, к сожалению, не довелось. Теперь ездим в Сростки…

Дмитрий Иванович Воробьев (июль 2007 года):

— Как приедет в деревню из Москвы — и на Катуни друзей и родных угощает. Бывало, идет к реке, стукнет в окно: «Дядь Мить, я приехал». Его родная тетка Невериха пришла как-то по воду, а он и ей наливает стаканчик. Она говорит: «Васька, а воду кто донесет?» Он говорит: «Это не твое дело». Зачерпнул воды, унес ей домой, а ее заставил выпить. Вот какой был.

«Живет такой парень» и Белла Ахмадулина

Борис Мессерер (сентябрь 2008 года):

— Нет, что вы, Белла не ездила на Алтай. Сцена, когда журналистка приходит к Пашке Колокольникову в больницу, снималась в Москве. Вообще, Белла очень не любит про этот фильм вспоминать. Ее на всех встречах спрашивают только про этот фильм, а про стихи не спрашивают… Да, они дружили с Шукшиным. Именно Белла переобула его из сапог в туфли – взяла за руку, отвела в обувной и купила Шукшину его первые туфли. А потом Шукшин как-то увидел фотографию Пастернака, копающего землю на даче, и радостно сказал: «Ага! А ваш-то тоже в сапогах!»

Семья

Лидия Федосеева-Шукшина, жена (март 1999 года):
— Мы вместе учились в институте – он на режиссерском, а я на актерском курсах, но особенно не общались: он на девять лет старше меня. Он был комсомольским лидером, а я вобще не была в комсомоле, меня не принимали. Бедовая была, острая на язык, такой лидер дворовой команды. Но я не очень и рвалась, мне скучно было на собраниях. А ему никак нельзя было не быть в комсомоле: иначе ему никто не дал бы снимать, особенно учитывая происхождение – репрессированного отца. Шукшин – сын врага народа. У нас даже конфликтные моменты случались. А потом вместе снимались и близко познакомились. Он иногда мог увлечься вином…

Никого не слушал, а меня слушал, не пил. Правда, из десяти лет, что мы жили, восемь он не пил вовсе… Ольга год назад поступила в литературный институт. Последний экзамен был самым серьезным: литературная работа и рассказ о творчестве кого-то из писателей. Она очень боялась, а я сказала: «Чего ты трусишь? Попадется билет номер тринадцать: «Творчество Василия Шукшина»!» Она, конечно, посмеялась, а потом звонит и говорит: «Пять! Билет номер тринадцать: творчество Шукшина». Сейчас она сидит дома с сыном Васей и пишет для себя, «в стол». Были предложения издать, но она отказывается: не готова. Маша родила второго ребенка – Макара. У меня внуки Вася и Макар и внучка Анечка, все как положено. С именами — никакой самодеятельности! Еще не хватало, чтобы какими-то другими именами назвали!

Мария Шукшина, дочь (июль 1999 года):

— Мне было три-четыре года, когда он написал: «Хочу, чтобы Маша выучила два иностранных языка, научилась танцевать ча-ча-ча и варить суп-лапшу». И я об этом узнала, когда окончила иняз, переводческий факультет, получила специальность «Переводчик с английского и испанского». Я снимаюсь в кино – думаю, это сойдет за ча-ча-ча. У меня семья, дети, так что и с супом-лапшой он все угадал.

Работа

Мария Шукшина, дочь (июль 1999 года):

— Я помню, я лежала у мамы в спальне и видела через стеклянную дверь, как у папы в кабинете горит свет. Он пил кофе, курил и писал. При таком режиме невозможно было должное внимание уделять детям. Единственное, что он делал: когда уезжал в командировки, писал нам письма. Были такие рукописные открыточки с рисунками, картинками…

Лидия Федосеева-Шукшина, жена (март 1999 года):

— Очень любил писать ночами. И всегда читал мне, что получилось. Конечно, дети, обеды, ужины… Он всегда спрашивал: как я, готова слушать? Иногда только, когда сил не было слушать, говорила: ну-ну? Это его раздражало. Во многих рассказах Василия Макаровича есть это «ну-ну?». Вообще-то, мне все нравилось, а когда начинала критиковать немного, он говорил: «Ну все, иди спать!» Но иногда все же признавал, что я права…

Здоровье

Дмитрий Иванович Воробьев (июль 2007 года):

— Чего уж, выпивал ведь он. Они с Бурковым приезжали, баню Василий топит — сам, матери не доверял — они с Бурковым бутылку белого, шампанского… А мать же им рюмку не даст. Но ковшик-то в бане всегда есть!..

Зоя Сергеевна Николаенко, Сростки, ансамбль «Вечерки» (июль 2009 года):

— Когда снимали «Печки-лавочки», Шукшин уже больной был… Помню, назначили съемку на рассвете. Мы приехали к дому, а Васи нет. Лидия Николаевна (Федосеева-Шукшина. – Прим. С.Т.) выходит, говорит: «Съемок не будет. Вася всю ночь на таблетках». У него и желудок болел, и сердце…

Смерть

Мария Шукшина, дочь (июль 1999 года):

— Получилось так, что я была единственной, кто пошел его провожать, когда он уезжал на съемки «Они сражались за Родину». Мама была в командировке, Ольга играла во дворе, бабушка спала. И я пошла провожать его по двору, мы с ним дошли до конца дома, он отпустил мою ручку, говорит: «Ну все, Машенька. Я пошел, пока». Он прошел еще несколько шагов, повернулся ко мне – у него в глазах слезы… Эти слезы до сих пор в моем сердце…

Николай Иванович Дранников, житель станицы Клетской, участник съемок фильма «Они сражались за Родину», руководитель Волгоградского регионального отделения Российского центра искусств им. Шукшина (июль 1999 года):

— Сначала пошел слух, что танк задавил Штирлица — Тихонова. Потом выяснилось, что умер Шукшин. Сначала народ не поверил, а потом было страшное горе. Шукшина ведь все знали по «Калине красной» — у него была настоящая слава…

Алексей Иванович Ванин (июль 2007 года):

— Я встречал его гроб в Москве. Отснялся в «Они сражались за Родину» и улетел в Москву, потому что основная моя работа была тренером сборной СССР. Мне позвонили: «Вася помер». Взял ребят-борцов, поехал в аэропорт. Бондарчук был пепельного цвета. Шукшин был в металлическом запаянном гробу, а сверху — деревянный ящик. Мы оставили гроб в Институте Склифосовского, строго приказав не вскрывать без нас. Хотели похоронить Васю на Новодевичьем, а в те времена для этого надо было разрешение получить. У Шукшина для этого чинов и званий не хватало. Но дошли до Брежнева, и он повелел — хоронить на Новодевичьем. А когда приехали — гробы разломаны, Васю вскрыли. Три сторожа дежурят, а когда вскрыли, кто — неизвестно. Поэтому думаю я, что не все здесь чисто. Он ведь хотел снимать фильм о Стеньке Разине. Ему предлагали снимать что угодно — продолжение фильмов «Ваш сын и брат», «Живет такой парень». Но он думал только о Ра-зине. С его талантом это была бы атомная бомба…

Александр Михайлович Калачиков (июль 2009 года):

— Он переиграл сам себя. Влез в кирзовые сапоги, а потом хотел их скинуть — а ему уже не дают. «Печки-лавочки», гармошки-балалайки — снимай. А «Степана Разина», о России, о народе — это не дали. Он понимал, в чем причина, а выхода не видел… Память Галина Викторовна Овчарова, второй директор шукшинского музея (июль 1999 года): — Музей был основан Дарьей Ильиничной Фалеевой, она понимала значение Шукшина и преклонялась перед ним еще тогда, когда для всей деревни он был «Васька, который пробился в Москву». В 1974 году я была свидетельницей, как в Сростки приезжали люди и целовали землю. В 1976 году, когда семье Шукшина вручили Ленинскую премию, состоялись первые Шукшинские чтения. Никто ничего официально не открывал: приехали любители Шукшина из Бийска, приехали помянуть, собрались на Пикете, тут хлынул ливень и все быстро ушли в ДК «Алтай». Односельчане не понимали этого. Когда дом матери покупали под музей, в селе говорили: «Вот еще, Ваське музей! У нас вон Герой Советского Союза есть, полный кавалер ордена Славы!» Когда началась борьба за заповедник, тоже протестовали: «Что ж, это значит на Пикете коров не пасти?!» Мать писала ему в Москву: «Ты уж вставляй в свои рассказы наши, сросткинские, фамилии, а то меня заклевали». Она хотела, чтобы людям было приятно, чтобы они чувствовали, что Шукшин помнит о них. Он вставлял. Колокольников, Борзенков – это все местные фамилии. Но и тут не угодил – люди начали говорить: «А этого со мной не было!»

На улице Шукшина

Сергей Боженко, в конце 80-х годов главный художник Барнаула (2010 год):

— Еще в студенческие времена попалась мне книжка Шукшина «Однажды осенью». Потом смотрел фильмы. После учебы приехал работать в Барнаул. И все думал: почему улица Шукшина в городе есть, а хотя бы памятного знака на ней нет? Однажды попал на комиссию, отбиравшую работы к выставке. И там же Николай Звонков представил свой проект памятника Шукшину. Выставкому его работа не понравилась. Но я познакомил Звонкова с Василием Рублевым. Он вылепил голову Шукшина. Потом привел в мастерскую скульптора Михаила Кульгачева. Тот посмотрел на глиняную модель, взял лопату и «раздел» модель до самого каркаса. После этого Кульгачев начал лепить все заново. Все работали задарма. Но очарование таланта Шукшина было настолько сильным, что люди счастьем считали хоть как-то прикоснуться к этому делу.

Полторы тонны латуни, из которой отлит памятник, нашли буквально под ногами. На шинном заводе была литейка, и там нередко по каким-то причинам — форма разойдется, свет выключат или еще что — расплавленный уже металл выливали просто в землю и забрасывали землей. Когда прошел слух, что на памятник нужен цветмет, рабочие показали нам эти «захоронения». У нас было волшебное слово: «Ты Шукшина уважаешь?!» Хороший пароль и не раз нас выручал. Когда выбрали место, оказалось, обзору мешает опора троллейбусной подвески. Я пошел к тогдашнему начальнику трамвайно-троллейбусного управления Николаю Панину. Произнес целый монолог про памятник, про опору. И в конце как-то совсем по-детски говорю: «Вы ведь Шукшина уважаете?!» Панин усмехнулся, вызвал главного инженера Рейнгольда. И одной проблемой стало меньше! Потом надо было найти место, где отливать фигуру. Литейка была на заводе «Трансмаш».

Председатель горисполкома Владимир Баварин при мне позвонил директору «Трансмаша» Вадиму Каргаполову и спрашивает: «Вадим, ты Шукшина уважаешь?» И вопрос решился. Задолго до этого местные литераторы обсуждали один из проектов, на котором у Василия Макаровича в руках была ветка калины. И поэт Вячеслав Козодоев сказал: «Веточку придется убрать. А если памятник Шукшину получится хорошим, то калина вокруг него сама вырастет!» Почти так и вышло: в ночь перед открытием памятника фанатики из управления по озеленению привезли куст калины и посадили позади памятника…

Смысл жизни

Татьяна Белевич, директор Русского духовного театра, где поставили два спектакля по Шукшину (июль 1999 года):

— Шукшин говорил: «Нравственность есть правда». Понимаете, в трех словах он все сказал! Он до боли, до болезненности искал правду, говорил ее. Бог есть любовь. Ту любовь, которую дает нам Шукшин в своих произведениях, трудно не увидеть: это любовь к человеку со всеми его недостатками, смешными и нелепыми сторонами характера.

Никита Михалков, режиссер (июль 1999 года):

— Шукшин – это русский противоречивый характер, от разудалого беспредела до глубочайшего покаяния, прежде всего – перед собой. Шукшин сказал: «Счастье – когда смел и прав». Эта мысль – на уровне Платона…

Алексей Иванович Ванин (июль 2007 года):

— Шукшин — он как моя родина, Алтай. Он точно такой. Он лучше нас чувствовал, больше нас понимал. Потому мы сейчас на этих чтениях, что он умнее нас всех…

Последний фильм

Лидия Федосеева-Шукшина, жена (март 1999 года):

— Недавно показывали «Они сражались за Родину» и впервые со времени съемок решила посмотреть. Одну серию выдержала, а потом разрыдалась…

О творчестве В. М. Шукшина

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) начал писать, бу­дучи студентом режиссерского факультета ВГИКа. Дебютировал он в 1961 г., когда в журнале «Октябрь» были опубликованы рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь», «Экзамен». Через два года вышел первый сборник рассказов «Сельские жители». Рас­сказы «Классный водитель» «Гринька Малюгин» легли в основу сценария фильма «Живет такой парень…». Конец 60-х — начало 70-х годов — пик творческой активности писателя. В это время он пишет множество рассказов, роман «Любавины» (1965), повесть «Там, вдали…» (1966), киносценарий о Степане Разине (1968) , ро­ман «Я пришел дать вам волю» (1971), киноповесть «Калина крас­ная» (1974) и др.

Роман «Любавины» рассказывал о становлении Советской вла­сти в Сибири. «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибир­ской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым — с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть», — писал автор.

Всенародную любовь писателю принесла книга «Калина крас­ная» и одноименный фильм, который сам Шукшин поставил и сыг­рал в нем главного героя. История вора Егора Прокудина, пытав­шегося порвать со своим прошлым, была рассказана просто и душевно. В его образе воплотились многие черты шукшинских рас­сказов. Шукшин был многогранно одаренной личностью, он был прекрасным режиссером, искренним актером, трогательным про­заиком и драматургом. Писал он в разных жанрах, однако люби­мым для Шукшина был жанр рассказа. Многое из написанного в этом жанре писатель объединил в сборники «Земляки» (1970), «Ха­рактеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).

Шукшин создал особый тип рассказа: он почти лишен экспози­ции, построен на диалоге, имеет открытый финал. В центре изо­бражения необычный случай, который помогает раскрыть душев­ное состояние героя. Суть шукшинского рассказа в единстве комического и драматического, представленного с лирической ав­торской интонацией. Рассказ Шукшина несет в себе философскую концепцию человека и мира. Об этом позже он писал: «Мастерство есть мастерство, и дело это важное. И если бы писатель-рассказчик не сразу делал (старался делать) это главным в своей работе, а если главным оставалась его жизнь, то, что он видел, запомнил, хорошее или плохое, а мастерство бы потом приложилось к этому, получился бы писатель неповторимый, ни на кого не похожий… Человеческие дела должны быть в центре внимания рассказа». Герои шукшин­ских рассказов люди необычные, по определению писателя «чуди­ки». Появление подобных героев в рассказах Шукшина попытался объяснить писатель В. Белов: «Рожденному сибирской, то есть рус­ской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать на­циональный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура на­родного творчества. И, разумеется, в этом смысле появление такого художника вовсе не было для русской культуры какой-то особенной неожиданностью или феноменом». «Чудики» Шукшина — сельские жители, мечтающие о недостижимом: об изобретении лекарства от рака («Митька Ермолаев»), избавлении мира от микробов («Микро­скоп») и др. Важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. Интересна деталь: герои Шукшина почти не пока­заны в труде. Автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека.

Рассказ «Даешь сердце» начинается с необычного случая: «Дня за три до Нового года, глухой морозной ночью, в селе Николаевке… гулко ахнули два выстрела… И кто-то крикнул: — Даешь сердце!».

Эта почти детективная завязка приводит к неожиданному раз­витию сюжета. Оказывается, что стрелял ветфельдшер Козулик, самый незаметный человек в Николаевке, появившийся здесь пол­года назад. И вот этот неразговорчивый мужик пятидесяти лет, «полный и рыхлый», выскочил ночью из дома и «дважды саданул из ружья в небо». Материал с сайта //iEssay.ru

Его поступок озадачил всех, особенно участкового милиционера, который с нескрываемым удивлением узнает, что ночной «салют» произведен в честь небывалой победы в медицине: в далеком Кейп­тауне была впервые осуществлена пересадка человеческого сердца. Участковый не может понять мотивов поступка ветеринара.

Образом Козулина Шукшин опровергает ограниченность обед­ненных представлений о человеке и жизни. Его герой, названный участковым «шизей» и «контуженным», оказывается духовно выше и тоньше тех, кто призван вершить судьбы людей, хоть и в местном масштабе.

Финал рассказа печален: Козулину легче согласиться с тем, что он «шизя», чем объяснить свой поступок. К сожалению, говорит ав­тор, в нашей жизни нет места высоким порывам. Рассказ «Даешь сердце» несет в себе мысль о том, что в жизни человека всегда есть место для мечты, для высокого вдохновения, для понимания красо­ты поступков и свершений.

На этой странице материал по темам:

  • гринька малугин шукшин кратко
  • чудики и крепкие мужики в. шукшина
  • сочинение по творчеству шукшина
  • Шукшин как писатель(самые интересные и необычные факты)
  • шукшин жизнь и творчество кратко

Рассказ Шукшина

Также слово является ответом на вопросы:

  • Рана, наносимая словом.
  • «Зародыш» мести.
  • «Царапина» на ранимой душе.
  • То, что мы проглатываем чаще, чем перевариваем.
  • Что пережить куда тяжелее, чем тесноту?
  • Самоотравление души посреди неподвластного ей мира.
  • Её лучше проглотить, чем из-за неё воду возить.
  • Эмоция, на подверженных которой возят воду.
  • Если покажешь это чувство, на тебе попытаются повезти воду.
  • Что «уксусом разливается по душе»?
  • Чувство обманутого.
  • Осадок после оскорбления.
  • Уязвление души.
  • Затаённая …
  • Горечь на душе.
  • Укол самолюбию.
  • Гложет душу оскорблённого.
  • Горькая причина вендетты.
  • «Всякому своя … горька» (посл.).
  • Горькое чувство, которое появляется, когда нас задевают за живое.
  • Чувство за державу у таможенника Верещагина (кинош.).
  • Затаённое чувство.
  • Повод для дуэли.
  • В тесноте, да не в ней.
  • Реакция на незаслуженное обвинение.
  • Серьёзное огорчение.
  • Повесть российского писателя Н.С.Евдокимова.
  • Рассказ российского писателя Михаила Шолохова.
  • Рассказ российского писателя Василия Шукшина.
  • Рассказ Владимира Набокова.
  • Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.
  • Чувство, вызванное несправедливым огорчением.
  • Несправедливо причинённое огорчение.
  • Из этого мелкого чувства вырастает страшная месть, о которой снято много триллеров
  • Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление
  • Рассказ М. Шолохова
  • Чувство огорчения, оскорбления
  • Уязвление души
  • Угол самолюбия
  • Горечь оскорбленного
  • Что проглатывают или затаивают
  • Чувство обманутого
  • Горечь на душе
  • Укол самолюбию
  • Гложет душу оскорбленного
  • То, что мы проглатываем чаще, чем перевариваем
  • Самоотравление души посреди неподвластного ей мира
  • Горькая причина вендетты
  • Повесть российского писателя Н. С. Евдокимова
  • «всякому своя … горька» (посл.)
  • Это горькое чувство появляется, когда нас задевают за живое
  • Чувство за державу у таможенника Верещагина (кинош.)
  • Ее лучше проглотить, чем из-за нее воду возить
  • Затаенное чувство
  • Повод для дуэли
  • «в тесноте, да не в …»
  • Реакция на незаслуженное обвинение
  • Рассказ российского писателя М. Шолохова
  • Рассказ российского писателя В. Шукшина
  • Эмоция, на подверженных которой возят воду
  • Рассказ Вл. Набокова
  • Серьезное огорчение
  • Если покажешь это чувство, на тебе попытаются повезти воду
  • Огорчение оскорбленного
  • Укол самолюбия
  • Затаилась в глубине души
  • Зародыш мести
  • Реакция на оскорбление
  • За нее сдачи дают
  • Затаенная, кровная
  • Отпечаток обиды
  • Чувство досады
  • Чувство, надувающее губы
  • За нее на дуэль вызывали
  • Незаслуженное огорчение
  • Эмоция, чтобы воду возить
  • То, что могут затаить в душе
  • Горесть оскорбленного
  • Оскорбление
  • То, что прощают или не прощают
  • Затаенное на кого-то чувство
  • Затаившееся чувство
  • Плевок в душу
  • Огорчение
  • Оскорбление чувств
  • Досада
  • Бывает затаенной
  • Чувство
  • Чувство за державу (кинош.)
  • Реакция ребенка на грубость
  • Месть
  • Надутое чувство ребенка
  • Повод губы надуть
  • Досада оскорбленного
  • «царапина» на ранимой душе
  • Досадное чувство
  • Хуже тесноты
  • Чувство за державу
  • Злость на оскорбление
  • Душевная горечь
  • Затаившаяся злость
  • Остается после ссоры
  • Унижение
  • Чуство досады
  • «в тесноте, да не в ней» (погов.)
  • Картинки к слову «Обида»